Время новостей
     N°39, 05 марта 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.03.2001
Лицензионный бой
Лоббисты отступают, но не сдаются
Правительство сделало первый шажок в освобождении бизнеса от административной опеки. В пятницу на внеочередном заседании кабинета министров была утверждена часть первого пакета "дерегулирующих" законопроектов, подготовленных Министерством экономического развития. Первый блин чуть было не вышел комом: заседание правительства не закончилось скандалом только благодаря усилиям Михаила Касьянова.

Из всего пакета законопроектов, посвященных либерализации всевозможных норм регистрации бизнеса, раздражение и разногласия у правительственных чиновников вызвала в основном новая редакция закона «О лицензировании». Вокруг списка видов деятельности, которые должны подвергнуться лицензированию, развернулась двухчасовая ожесточенная борьба.

Еще до пятничного заседания члены кабинета министров как минимум девять раз на различных совещаниях безуспешно пробовали прийти к компромиссу по поводу злополучного списка. Возможно, г-н Касьянов, вынося спорный документ на заседание кабинета, рассчитывал, что спорщики несколько поостынут и выступать не станут. Но лоббистские интересы оказались сильнее инстинкта субординации.

Силовики Сергей Шойгу и Владимир Рушайло требовали подвести под лицензирование все спецоборудование: от веревок до светофоров. На что г-н Касьянов заметил, что этот товар можно сертифицировать, чем и ограничиться. Вице-премьера Валентину Матвиенко страшат восточные единоборства, и поэтому она просила лицензировать всю физкультуру. Словом, космические начальники просили за космос, строительные -- за строительство и т.п. По словам вице-президента ИК «Тройка-Диалог» Олега Вьюгина, авиакомпании при разработке законопроекта настаивали на том, что необходимо как минимум 20 лицензий, чтобы обеспечить безопасность полетов.

В итоге Михаил Касьянов своей властью прервал спор и перенес обсуждение на 15 марта, поручив главе МЭРТ Герману Грефу учесть справедливые замечания. Вырастет или сократится список лицензируемых видов деятельности, пополнится ли он новыми полузапретами или, наоборот, сократится, зависит от лоббистской мощи заинтересованных ведомств.

В остальном Герман Греф вправе праздновать победу. Законопроекты «О регистрации юридических лиц» и «О защите юридических лиц...» были кабинетом министров практически единодушно одобрены.

По новому закону «О регистрации...» впервые вводится уведомительная регистрация по принципу «единого окна». Теперь для того, чтобы начать свое дело, не нужно будет собирать визы и разрешения, достаточно будет просто проинформировать государство, предоставив стандартный набор документов, который нельзя будет варьировать в зависимости от чиновных идей. Принцип «единого окна» снимает с предпринимателя заботу о том, чтобы вовремя встать на учет в налоговой инспекции, фонде социального страхования, пенсионном фонде и т.д., -- об этом позаботятся сами чиновники.

На роль «единого окна» претендовали Министерство по налогам и сборам и Минюст. Но в последний момент чаша весов склонилась в сторону МНС. В пользу налоговиков сыграли и объективные факторы: развитость структуры, работа с предпринимателями как с налогоплательщиками, и субъективные: так захотел президент.

Кроме того, впервые вводится возможность регистрации бизнеса по почте. Правда, в этом случае ответственность за точность составления документов ложится полностью на предпринимателя.

В основном именно с законом «О регистрации...» связаны и вносимые поправки в УК и КОАП -- к примеру, помимо ответственности, вплоть до уголовной, предпринимателя за недостоверную или непредоставленную информацию вводится и ответственность чиновника за необоснованный отказ.

Закон «О защите юридических лиц...» (от чрезмерного контроля госорганов) получил уже другое, неформальное название: «Закон о проверках». В новой редакции принципиально ограничиваются возможности различных инстанций, особенно пожарного надзора и санэпидстанции, наносить предпринимателям частые визиты, цель которых, как правило, -- сбор дани. Теперь основанием для дополнительной проверки (кроме двух плановых в год) может служить только конкретная жалоба, причем анонимные сигналы в расчет не принимаются. Правда, за проверяющими организациями остается право в случае несоблюдения подопечным каких-либо норм ставить их на особый режим проверки, то есть постоянный. Как верно заметил на заседании правительства министр печати Михаил Лесин, «предпринимателей при первой же проверке переведут на режим чрезвычайки». Так что и в этом законопроекте следует всерьез поискать золотую середину.

Грефовские усилия по «снятию барьеров» мало поддерживают чиновники, зато старательно -- бизнесмены. Однако в Минэкономразвития стараются быть осторожными. Один из замов г-на Грефа предостерегает от опасности, которой грозит сильное разведение двух составных частей программы «дебюрократизации» (первый пакет документов снимает административные барьеры, препятствующие развитию бизнеса, во втором представлены меры по ужесточению ответственности). «Если принять все решения, дающие бизнесу волю, и не принять меры, усиливающие ответственность вплоть до закрытия бизнеса, то я не берусь предсказать последствия», -- говорит он.

Впрочем, до того как предложения МЭРТ вступят в силу, им предстоит преодолеть сопротивление как ведомственных лоббистов, так и их думских коллег. Поэтому опасения чиновников относительно излишней вольницы для бизнеса при отсутствии ответственности выглядят преждевременными. В конце концов, запрещать гораздо проще и привычней, чем разрешать. Виды деятельности, на осуществление которых потребуются лицензии

1. деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств;
2. деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;
3. предоставление услуг в области шифрования информации;
4. разработка, производство шифровальных средств, защищенных с использованием шифровальных средств информационных систем и комплексов телекоммуникаций;
5. деятельность по выдаче сертификатов ключей электронной цифровой подписи, регистрации владельцев сертификатов ключей электронной цифровой подписи, оказанию услуг по изготовлению ключей электронной цифровой подписи, подтверждению действительности электронной цифровой подписи;
6. деятельность по выявлению электронных устройств, служащих для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах;
7. деятельность по проектированию и (или) производству средств защиты информации, относящейся к категории закрытого доступа;
8. деятельность по противодействию техническим разведкам и технической защите информации;
9. деятельность по изготовлению, ремонту средств измерений;
10. разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами;
11. деятельность по изготовлению и нумерации защищенной от подделок полиграфической продукции, включая бланки ценных бумаг;
12. разработка вооружения и военной техники;
13. производство вооружения и военной техники
14. ремонт вооружения и военной техники;
15. утилизация вооружения и военной техники;
16. торговля вооружением и военной техникой;
17. производство оружия;
18. торговля оружием;
19. производство и разработка боеприпасов и их комплектующих;
20. утилизация боеприпасов и их комплектующих;
21. работы по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия;
22. эксплуатация взрыво- и пожароопасных, химически опасных производств;
23. эксплуатация магистрального трубопроводного транспорта;
24. производство взрывчатых материалов промышленного назначения;
25. хранение взрывчатых материалов промышленного назначения;
26. применение взрывчатых материалов промышленного назначения;
27. распространение взрывчатых материалов промышленного назначения;
28. производство пиротехнических изделий;
29. деятельность по использованию атомной энергии;
30. деятельность по использованию радиоактивных материалов;
31. деятельность по обеспечению работоспособности электрических и тепловых сетей (кроме коммунальных);
32. эксплуатация автозаправочных станций;
33. проектирование зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности;
34. строительство зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности;
35. инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности;
36. эксплуатация централизованных систем питьевого водоснабжения, централизованных систем водоотведения и коммунальных сетей электро- и теплоснабжения городских и других поселений;
37. производство маркшейдерских работ;
38. деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
39. геодезическая и картографическая деятельность;
40. деятельность по проведению работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;
41. медицинская деятельность;
42. фармацевтическая деятельность;
43. производство лекарственных средств;
44. производство медицинской техники;
45. техническое обслуживание медицинской техники;
46. распространение лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
47. деятельность по оказанию протезно-ортопедической помощи;
48. культивирование растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ;
49. деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных вещество (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I и III в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах»);
50. деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
51. ветеринарная деятельность;
52. производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств;
53. деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ;
54. перевозки морским транспортом пассажиров и грузов;
55. перевозки внутренним водным транспортом пассажиров и грузов;
56. перевозки автомобильным транспортом пассажиров и грузов;
57. перевозки (внутренние и международные) воздушным транспортом пассажиров, грузов и почты;
58. деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом;
59. деятельность по осуществлению погрузочно-разгрузочных работ в морских портах
60. погрузочно-разгрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте;
61. деятельность по техническому обслуживанию воздушного движения, а также по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов;
62. деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и модернизации подвижного состава и других технических средств, используемых на железнодорожном транспорте;
63. погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожном транспорте;
64. производство номерных знаков для автотранспортных средств;
65. деятельность по утилизации отходов производства потребления;
66. деятельность по обращению с опасными отходами;
67. организация проведение лотерей;
68. деятельность ломбардов;
69. организация и содержание тотализаторов и игорных заведений;
70. оценочная деятельность;
71. туроператорская деятельность
72. турагентская деятельность;
73. аудиторская деятельность;
74. страховая деятельность;
75. деятельность инвестиционных компаний (фондов);
76. деятельность по управлению инвестиционными фондами и паевыми инвестиционными фондами;
77. деятельность коммерческих организаций и финансированию под уступку денежного требования;
78. брокерская деятельность с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами;
79. деятельность по управлению ценными бумагами;
80. депозитарная деятельность;
81. деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;
82. детективная (сыскная) деятельность;
83. оказание охранных услуг;
84. заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов;
85. заготовка, переработка и реализация лома черных металлов;
86. деятельность дошкольных учреждений;
87. начальное и среднее школьное образование;
88. нотариальная деятельность;
89. деятельность по пенсионному обеспечению населения;
90. деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации.

Александр СТЕПАНОВ, Вера КУЗНЕЦОВА