Время новостей
     N°39, 05 марта 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.03.2001
Он играет на похоронах и танцах
«Российский музыкальный ежегодник» подвел итоги отечественного шоу-бизнеса за сто лет
В отличие от своих шести предшественников новый выпуск справочника российского шоу-бизнеса, подготовленный агентством InterMedia, помимо стандартных списков адресов-телефонов-каталогов представляет большое количество аналитических статей, написанных специалистами в области звукозаписи и авторских прав. Наш шоу-бизнес до сих пор приходит в себя после финансового кризиса 1998 года, и экспертные оценки состояния индустрии развлечений сильно разнятся: кто-то считает его здоровым развивающимся организмом, кто-то -- чем-то виртуальным, миражом. Даже пиратство воспринимается неоднозначно: одни считают его болезнью роста, другие -- «особым путем России». Например, в сдержанной статье главный эксперт InterMedia Александр Тихонов, касаясь вопросов планирования, разражается замечательной фразой: «Современный отечественный музыкальный бизнес так же далек от плановой экономики, как здравый смысл от глупости». Однако жить и работать в этом как-то надо, и, например, в послекризисный период записывающие компании выживали благодаря экстравагантным решениям, осваивая смежные области: туризм, организацию празднеств, свадеб, утренников, и даже оказывая услуги по фитодизайну и изготовлению ледяных фигур. Оценивая борьбу с пиратством, эксперт обращает внимание на то, что, гоняя почем зря продавцов аудио--компакт-дисков, правоохранительные органы почему-то не обращают внимания на торговлю куда более вместительными и потому более «преступными» дисками формата MP-3. В этом споре «Российский музыкальный ежегодник» способен предоставить дополнительные аргументы: в нем содержится подробная статистическая информация; предпринята попытка анализа итогов развития шоу-бизнеса в двадцатом веке и делаются прогнозы на двадцать первый век.

В разделе «Год за годом» последние сто лет Российской Империи, СССР и СНГ показаны в свете развития индустрии развлечений: «1902 год -- появились первые пиратские пластинки», или: «1904 -- умер Митрофан Беляев, известный меценат, нотоиздатель. В его доме собирались знаменитые беляевские кружки».

«Российский музыкальный ежегодник-2001. Итоги века» состоит из десятка разделов («День за днем», «Индустрия звукозаписи», «Официальные документы» и др.), в которых даны справочные и статистические данные о российском шоу-бизнесе и музыкальном рынке стран ближнего зарубежья, полные каталоги компакт-дисков и компакт-кассет отечественных и зарубежных исполнителей, распространяемых в России. Справочник адресов и телефонов около пяти тысяч организаций России и ближнего зарубежья, связанных с музыкальным и развлекательным бизнесом. Это государственные учреждения, художественные коллективы, театры, концертные залы, продюсерские центры, фирмы грамзаписи, проекты масс-медиа, а также список телефонов отечественных артистов (или, как минимум, их реальных продюсеров и менеджеров). Кроме того, в одном из разделов ежегодника можно найти законодательные акты индустрии развлечений, официальные документы, бланки договоров и прочую «бухгалтерию».

Получилась «настольная книга» для профессионалов музыкального бизнеса России, артистов и продюсеров, директоров и менеджеров, журналистов и «пиарщиков», рекламщиков, а также и для всех интересующихся.

Александр БЕЛЯЕВ