Время новостей
     N°98, 02 июня 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.06.2003
Черный передел
Запад решил навести порядок в Конго
На днях Совет Безопасности ООН единодушно одобрил размещение Временных чрезвычайных многонациональных сил в Буниа -- городе на северо-востоке Демократической Республики Конго. В задачи ооновского контингента, костяк которого составят десантные части из Франции, будет входить охрана местного аэропорта и защита гражданского населения. В принятой единогласно резолюции Совбеза подчеркивается временный характер военной миссии -- она просуществует до тех пор, пока не будет увеличена численность миротворческого контингента ООН.

Буниа, столица провинции Итури, стала ареной жестоких этнических столкновений. Только в мае там погибли свыше 400 человек. Малочисленные и слабо вооруженные наблюдатели ООН оказались не способны предотвратить кровопролитие. Они сами стали жертвой нападений. Непосредственным поводом для нынешней военной экспедиции стало убийство двух ооновцев.

Заир, как прежде именовалась ДРК, занимает ведущее место в мире по запасам минеральных ресурсов. В их числе алмазы, золото, нефть, уран, кобальт, редкоземельные металлы, включая такие уникальные, как коломбит-танталит, применяемый во многих высоких технологиях при производстве компьютеров, мобильных телефонов, оптических приборов. При правлении Мобуту Сесе Секо, который пришел к власти в 1961 году, устранив Патриса Лумумбу, все эти богатства исправно эксплуатировались иностранными концернами, принося им миллионные барыши. Однако к середине 90-х годов стало ясно, что некомпетентность Мобуту в сочетании с чудовищной коррупцией практически полностью развалили хозяйство. На «художества» стареющего диктатора еще закрывали глаза, пока он служил оплотом антикоммунизма. Но после распада СССР надобность в том отпала, и больной раком диктатор стал слишком одиозен.

Мобуту начали подыскивать преемника. Им оказался Лоран-Дезире Кабила -- прозябавший в безвестности вожак мелкого повстанческого движения. Он именовал себя соратником Лумумбы, но сражаться с режимом предпочитал не в джунглях, а в иммиграции. Его корыстолюбие и политическая нечистоплотность шокировали Че Гевару, в своих дневниках он оставил о Кабиле уничижительные отзывы. Но капитанов большого бизнеса личные качества будущего конголезского лидера не смутили. После того как на тайной встрече представители крупнейших горнодобывающих компаний получили заверения о будущем тесном сотрудничестве, к делу подключили соседнюю Руанду, которая организовала восстание приграничных племен. В мае 1997 года руандийские регулярные части привели Кабилу к власти.

Встав во главе государства, Лоран-Дезире не оправдал надежд своих благодетелей. Обещанных концессий они не получили. Вместо них в ДРК появились северные корейцы, ливийцы и иранцы, которые, судя по всему, посулили Кабиле более высокие комиссионные. Последствия не заставили себя ждать -- осенью 1998 года в ДРК вспыхнул мятеж, затем туда вторглись войска трех прозападных государств: Руанды, Уганды и Бурунди. Они быстро наступают на Киншасу. Казалось, смена режима неизбежна. Однако на выручку Кабиле пришли Зимбабве, Ангола и Намибия.

Вспыхнул крупнейший конфликт, который тогдашний госсекретарь США Мадлен Олбрайт окрестила «первой африканской мировой войной». Затяжная схватка обернулась колоссальными потерями для всех противоборствующих сторон. Генералы воюющих армий и стоящие за ними политики под шумок начали грабеж полезных ископаемых. СБ ООН даже подготовил специальный доклад, в котором привел многочисленные факты расхищения конголезских минеральных богатств.

Слишком долго терпеть такой беспредел на Западе не могли. В январе 2001 года Лоран Кабила был убит в собственном дворце при невыясненных обстоятельствах. Президентом стал его сын Жозеф Кабила. Свои первые заграничные визиты он нанес в США и Францию, где ему обещали содействие в мирном урегулировании.

Добиться полного вывода всех иностранных войск с конголезской территории удалось только недавно, а до стабильности в ДРК еще далеко. Пытаясь достичь воссоединения страны, правительство начало диалог с оппозицией. Но найти общий язык недавним врагам не легко. На днях из-за разногласий по поводу формирования единой армии вновь приостановились переговоры по созданию переходного правительства национального единства.

Помимо крупных группировок, старающихся найти общий язык, в ДРК существуют множество мелких банд и отрядов. Они-то и принялись сейчас сводить счеты и биться за контроль над территорией в условиях вакуума, создавшегося после ухода иностранных армий. И теперь на Западе, похоже, пришли к выводу, что пора вмешаться и навести порядок в богатейшей кладовой региона.

Игорь ТАРУТИН