|
|
N°98, 02 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В Багдад за бактериями
Американские разведчики не хотят прослыть лжецами
В Багдад сегодня спешно прилетает высокопоставленный сотрудник разведуправления Пентагона генерал-майор Кит Дейтон. Ему поручено оживить американские поиски иракского ядерного, химического и бактериологического оружия. Численность отряда «поисковиков» в срочном порядке увеличена до 1400 человек, он пополнен техникой и спецсредствами. Как заявил генерал Дейтон перед отъездом, внимание теперь будет переориентировано с объектов, «признанных подозрительными до войны», на те, на которые «указывают захваченные документы и показания допрошенных иракцев».
В сущности, Кит Дейтон признает: американские «доказательства» исходящей от Саддама Хусейна угрозы таковыми на деле не были. А разведка США, на которую все время ссылался официальный Вашингтон, либо провалилась, либо в угоду пожеланиям администрации кормила ее подходящими для оправдания вторжения выдумками. Так или иначе, под вопрос поставлен профессионализм разведсообщества США и степень доверия к нему в вопросах обеспечения национальной безопасности.
Директор ЦРУ Джордж Тенет категорически отрицает, что его подчиненные поддались политическому давлению. «Наша роль, -- заявил он, -- донести до тех, кто принимает политические решения, все, что мы видим, что мы знаем, чего не знаем, что мы думаем, на чем базируемся в наших оценках». Пафос оправданий чиновников из разведки прост -- нечестно обвинять ЦРУ в том, как политики интерпретируют его материалы. Только выступление госсекретаря Колина Пауэлла перед Советом Безопасности ООН 5 февраля было согласовано с разведчиками. Хотя именно приведенные им тогда документы о ядерных программах Багдада оказались сфабрикованными, а утверждения о существовании в арсеналах Хусейна зловещих мобильных лабораторий по производству бактериологического оружия -- версией-фантомом. Призрак, впрочем, оказался живуч -- на торжествах в Санкт-Петербурге президент Буш главным доказательством виновности Багдада назвал найденную в Ираке лабораторию. Она действительно мобильная. Но вот следов бактерий в ней не нашли.
Накануне войны наибольшей воинственностью отличилась «ястребиная» тройка Вашингтона в составе вице-президента Дика Чейни, министра обороны Дональда Рамсфелда и его заместителя Пола Вулфовица. Все трое в основном пользовались услугами разведуправления министерства обороны (РУМО) и учрежденного Вулфовицем особого подразделения разведанализа. Пентагон в пику госдепу среди противников Саддама Хусейна особо выделял Ахмада Чалаби -- выяснилось, что за разведданные об иракских ОМП выдавались сведения, получаемые в течение многих лет от этого источника. Впрочем, Пол Вулфовиц сегодня вообще предлагает считать иракское ОМП некой абстракцией, лозунгом, удобным бюрократическим инструментом, который один смог объединить всю администрацию.
Не вдается в подобные философские конструкции британский премьер Тони Блэр. На саммите в Санкт-Петербурге он посоветовал «людям набраться немного терпения и подождать». По его убеждению, доказательства того, что у Саддама Хусейна было оружие массового уничтожения, будут представлены и обнародованы в течение ближайших месяцев. Полное убеждение, что его команда найдет в Ираке ОМП, выразил еще до отъезда в Багдад и генерал Кит Дейтон.
Николай СНЕЖКОВ, Вашингтон