|
|
N°98, 02 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Владимир Путин чувствует себя именинником
Россия стала полноправным членом «большой восьмерки»
В Эвиан попасть очень просто. Летишь самолетом до Женевы, потом садишься на вертолет, перелетаешь над Женевским озером и приземляешься на другом его французском берегу. Здесь и расположена «столица» знаменитой минеральной воды «Эвиан». Владимир Путин преодолел этот, последний, этап на пути к саммиту «большой восьмерки», или, как ее называют, G8, всего за 15 минут. Но на то он и президент.
Воздушный путь здесь такая же жизненная необходимость, как и вода в пустыне. Иначе можно завязнуть среди десятков тысяч антиглобалистов, скопившихся на швейцарских подступах к Женевскому озеру. Этот многоязычный «вавилон» протеста стал уже настолько непременным атрибутом саммитов сильных мира сего, что без него ежегодные съезды «восьмерки» показались бы скучно-пресными и начисто лишенными хоть какой-то интриги. Саммит в Эвиане можно считать этапным в этом отношении, поскольку среди его организаторов нашлись свои «интриганы», которым удалось расколоть массы защитников «простых людей мира» от засилья «мировых властителей». Теперь часть антиглобалистов превратилась в «альтерглобалистов», то есть тех, кто способен подняться выше простого протеста и предложить альтернативу. Одним словом, в результате «тонкой настройки», а точнее, путем структурирования части лидеров «мирового протеста» в надстроечную систему G8 -- приближения, а не отталкивания их от себя -- удалось развести протестующих на «большевиков» и «меньшевиков».
В кругах российской делегации, по праву наследников исторического раскола «пролетарского авангарда», готовы присвоить себе значительную часть проделанной накануне Эвиана работы. При этом ссылаются на высказывания Путина на позапрошлогоднем саммите «восьмерки» в Генуе, где антиглобализм переживал свои лучшие дни. Тогда, напоминают россияне, наш президент «выявил суть» их протеста и обнаружил, что она ничем практически не отличается от целей лидеров ведущих мировых держав: сделать жизнь простых людей лучше и вдохнуть в нее смысл. Разумеется, отсюда следует простой вывод, со вступлением России в качестве полноправного члена G8 она обрела новое дыхание.
Очутившись в Эвиане, подчас начинаешь действительно верить в подобную трактовку. Ведь все лидеры «восьмерки» приземлились на берегах Женевского озера вчера прямо по пути из колыбели «исторического раскола», Санкт-Петербурга. Там, где Владимир Путин предстал пусть на несколько дней, но лидером мировой политической «тусовки». Во Франции российский президент, кажется, все еще чувствует себя именинником, он уверен в себе и, по утверждению его помощников, ничуть не уступает в этом основателям клуба «высшей лиги» мировой политики.
Сегодня Россия действительно почти ничем не уступает остальной семерке стран. Россияне с этого года уже полностью участвуют во встречах министров финансов G8. На четверть уменьшился внешний долг России. К Москве уже не предъявляют никаких претензий по части безопасности ее ядерных объектов, российский Минатом решил все проблемы. Единственное, что умаляет российский статус, это не решенная еще проблема вступления в ВТО. Но в Питере Путин получил твердые заверения влиятельных европейцев помочь и в этом.
Из Питера же приехал и председатель Народного Китая Ху Цзиньтао, он впервые приглашен участвовать в неформальной программе саммита. Еще и благодаря этому Эвиан выглядит этапным событием. Вчера, в первый день саммита, он проходил в формате «8+15». К «восьмерке» присоединились кроме товарища Ху лидеры Индии, Бразилии, Мексики, Малайзии, Марокко, пяти африканских стран, главы ООН, Мирового банка, МВФ, ВТО -- всего 23 мировые VIP-персоны.
В течение дня они провели два заседания, на которых обсуждался доклад о перспективах экономического роста стран Африки, подготовленный «восьмеркой».
Сегодня в Эвиане члены G8 займутся своими внутренними проблемами, главные из которых экономические. То есть тем, ради чего 28 лет назад, также во Франции, в Рамбуйе, состоялась первая встреча лидеров ведущих индустриальных держав. Тогда их было всего пять.
Аркадий ДУБНОВ, Санкт-Петербург -- Эвиан, Франция