Время новостей
     N°39, 05 марта 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.03.2001
Фигаро пока здесь, но скоро будет там
В Камерном театре Бориса Покровского -- первая премьера сезона
Новое тысячелетие Камерный музыкальный театр встречает в довольно плачевном финансовом состоянии -- этим и объясняется тот сценический минимализм, который имеет место в «Свадьбе Фигаро», единственной репертуарной новинке с начала сезона. Помимо скромных платьев, сшитых по фасонам галантного века, в спектакле нет ничего. Вместо мебели -- одиннадцать (по числу героев) функциональных картонных кубиков, которые служат и стульями, и кроватями, и ширмами (за ними прячутся Керубино и Граф). Минимум декораций позволяет актерам максимально свободно перемещаться в пространстве, что они и делают. Почти половину сценического времени персонажи моцартовской «веселой драмы» проводят в зрительном зале -- и этот излюбленный прием Покровского, когда грани между сценой и зрителями почти нет, делает спектакль динамичным, смешным, иногда несуразным, но главное -- не скучным.

Новая «Свадьба Фигаро» лишний раз доказала две вещи: то, что Борис Александрович Покровский замечательный режиссер, и то, что в его театре пока нет места равновеликому ему дирижеру. Для Покровского дирижер, что барашек на заклание, -- он (в данном случае -- Ара Мартиросян) вместе с оркестром поставлен в глубь сцены за занавеску (!), певцы поют к нему, естественно, спиной и заветную направляющую руку могут только воображать. (Во всех театрах при такой мизансцене для удобства певцов поставлены мониторы, в которых отображаются движения дирижера, но в Камерном театре на такие технические изыски нет средств.) Голоса в театре в большинстве своем неплохие (в нынешней постановке достойно выглядели Алексей Морозов -- Граф, Татьяна Ветрова -- Керубино и Виктор Боровков -- Бартоло), но тайны моцартовского вокала пока для них недоступны, а посвятить в них певцов опять же некому -- это должен делать дирижер. Поэтому первым зрителям предложены только своеобразные этюды к «Свадьбе Фигаро», где пока царят полная неразбериха в ансамблях и плохой итальянский в речитативах.

Некоторые мелкие проблемы, впрочем, вполне решаемы. Во-первых, «Свадьбу Фигаро» театр делал по заказу своих западных антрепренеров -- в гастролях спектакль обкатается, певцы с оркестром приноровятся друг к дружке. Во-вторых, премьеру посетил Михаил Швыдкой -- говорят, на днях он будет подписывать новый бюджет театра, благодаря которому труппа сможет приобрести хотя бы тот минимум технического арсенала, который необходим столичному музыкальному театру. Впереди у Покровского еще две премьеры -- «Юлий Цезарь» Генделя и две одноактные оперы Пуччини -- «Джанни Скикки» и «Плащ». Это, замечу, не популярная в народе «Свадьба Фигаро»: чтобы донести до публики эти опусы, мастерской режиссуры мало -- нужны хорошо сделанные голоса и профессиональная дирижерская рука.

Глеб МЫШКИН