|
|
N°97, 30 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Смотря как считать
Еще раз о правилах начисления призовых очков
Третья победа Михаэля Шумахера, как ни странно, наглядно демонстрирует работу новой системы начисления очков, принятой в этом сезоне. Ни один другой пилот не выиграл больше одного раза, но в личном первенстве лидер по победам находится по-прежнему за Райкконеном. По прошлогодней системе Шумахер уже бы вышел вперед на два очка: 34 очка у пилота «Феррари» против 32 гонщика «Макларен».
Однако, взглянув назад, мы с удивлением обнаружим, что, оказывается, новинка не так уж и нова. Международная автомобильная федерация не впервые пытается обострить борьбу за чемпионскую корону, меняя очковую систему. Но в основном это касалось количества результативных гонок, идущих в общий зачет. Вариаций на эту тему в истории «Формулы-1» достаточно много. Часто успех зависел от того, сколько вообще Гран-при состоялось в том или ином году. Так, в период с 1981 года пилоты получали очки лишь за одиннадцать лучших результатов в чемпионате. Порой это приводило к нелепостям. Например, в 1982 году Кеке Росберг выиграл титул, имея на своем счету лишь одну победу, опередив Дидье Пиррони с его тремя победами. Из-за этого Ален Прост проиграл Айртону Сенне в сезоне 1988 года. У него было семь выигрышей, но в зачет не пошли 18 внелимитных очков. Бразильский волшебник тоже недосчитался четырех очков, но этого оказалось достаточно, чтобы опередить своего напарника по «Макларену». Такая система просуществовала до 1991 года, когда впервые стали учитываться все очки, набранные пилотами на этапах.
Понятно, что с помощью уменьшения разрыва между первым и вторым местами ФИА пытается устранить ситуацию, когда чемпион становится известен уже в середине сезона. Вот только Шумахер выиграл бы первенство в прошлом году досрочно что по новой системе, что по старой. Другая важная задача, которую преследовала федерация, -- расширение очковой зоны. Это позволяет набирать очки даже заведомым аутсайдерам «Формулы». В шести первых гонках очковый багаж пополнили 16 пилотов и девять команд. В прошлом году -- 14 и девять соответственно. Однако и команд было больше. Таким образом, в очках 90% команд и 80% пилотов, а в прошлом году -- лишь 82% и 63%. Лишь «Минарди» пока остается на сухом пайке.
Возможно, что на «Гран-при Монако» наконец прервется и эта «сухая» серия. Во всяком случае для этой маленькой конюшни более подходящий случай вряд ли представится в ближайшее время. На узких улицах столицы миниатюрного княжества нивелируется преимущество других команд в скорости. Вообще же «Минарди» в эти дни оказалось в центре внимания по причинам довольно далеким от предстоящего Гран-при. И без того небогатая итало-австралийская команда неожиданно лишилась одного из своих спонсоров. Речь идет о «Газпроме». Российская компания отказалось от финансирования «Минарди», что сильно отразилось как на бюджете конюшни, так и на спортивном имидже России.
Другой горячей темой все последние дни стало обсуждение инцидента, случившегося во время пит-стопа Михаэля Шумахера на «Гран-при Австрии». Таких серьезных происшествий на дозаправке не случалось уже давно, и поэтому пожар в боксах «Феррари» стал предметом тщательного расследования. В результате удалось установить причину возгорания. Во время пит-стопа Рубенса Баррикелло на 21-м круге небольшое количество топлива осталось в патрубке-сапуне (воздухоотводе) заправочной машины, которая спустя два круга использовалась для дозаправки автомобиля Шумахера. Уплотнитель сапуна был поврежден, и из-за этого оставшееся в шланге топливо вытекло наружу, попало на выхлопные трубы и воспламенилось. Загорелись также испарения топлива из того же шланга, что привело к усилению огня. Дефектная заправочная машина с самого начала предназначалась именно для Михаэля, а для дозаправки автомобиля Баррикелло она использовалась потому, что закрепленный за бразильцем агрегат не сработал. Механикам быстро удалось потушить пламя, и чемпион мира благополучно вернулся в гонку и выиграл ее.
Дмитрий СИТНИК