|
|
N°96, 29 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Инъекция дружбы
Ху Цзиньтао успокоил российскую элиту
Вчера новый китайский лидер Ху Цзиньтао завершил свой официальный визит в Россию. Исторический статус данному событию гарантирован - это был первый выезд Ху за рубеж в статусе партийно-государственного руководителя Китая.
Китайский еженедельник «Синьвэнь чжоукань» отметил, что после смены власти в КНР в России возникли сомнения - прежние лидеры говорили по-русски, новые говорят по-английски. Не скажется ли это на устойчивости политики Китая по отношению к России? Но уже в декабре прошлого года в Пекине Ху заверил Путина в преемственности дружбы, дав тем самым России «скушать успокоительную таблетку». Развивая эту метафору китайских журналистов, нынешний саммит можно сравнить с разве что с внутривенной иньекцией, основательно успокоившей российскую элиту по поводу стабильности партнерства.
Во время вчерашнего выступления в МГИМО Ху Цзиньтао заявил, что связи с Россией занимают в китайской дипломатии «особо важное место». Он указал на четыре направления, над которыми должны поработать обе стороны - «усиление взаимной поддержки, углубление взаимного политического доверия», «расширение взаимовыгодного сотрудничества, реализация обоюдных благодеяний и выигрыша для обеих сторон», «развитие дружеских контактов, углубление традиционной дружбы», «тесные контакты и сотрудничество, поддержка дела мира и развития». По словам гостя, развитие двусторонних отношений «стоит перед благоприятным историческим шансом, который мы должны использовать».
Ху Цзиньтао перечислил хорошо знакомые ориентиры китайской политики - неприменение силы, важность роли ООН в мировых делах, опора на международное право. Председатель КНР с оптимизмом заявил: «Тенденция к многополярности является исторической, доминирующей и необратимой. Она одержит верх, хотя на этом пути произойдут некоторые зигзаги». Означает ли это, что, как и в 90-е годы Пекин и Москва опять сближаются для дружбы против США как лидера однополярного мира?
Как заявил нашей газете эксперт по восточно-азиатскому региону, член-корреспондент РАН Василий Михеев, «суть новизны китайской дипломатии при новом руководстве состоит в стремлении глобализирующегося Китая играть видную роль на мировых рынках и в создании современной архитектуры глобальной и региональной безопасности». Исходя из этого, новым содержанием российско-китайских отношений «должно стать не противодействие кому бы то ни было, а поиск вариантов взаимодействия в треугольнике Россия-Китай-Запад».
Взирая на успехи Китая, России надо точно понимать чаяния и реальные возможности огромного соседа. После вчерашней беседы с Ху Цзиньтао лидер российских коммунистов Геннадий Зюганов прочувствованно заметил, что «Китай вошел в тройку самых могучих государств планеты, заняв место Советского Союза». Но не стоит забывать, что архитектор реформ Дэн Сяопин, которого почитают многие наши коммунисты, заклинал своих приближенных «не высовывать голову» и ни в коем случае не вести себя на международной арене по примеру «гегемонистов» из рухнувшего СССР.
Пекину и Москве еще предстоит найти оптимальные формы политического взаимодействия. По мнению Василия Михеева хорошие и правильные лозунги, которыми была насыщена принятая в среду Совместная декларация РФ и КНР, «совершенно не конкретизированы». Эксперт полагает, что это относится, прежде всего, к тезисам о новом мироустройстве, о поддержании стратегической стабильности и об урегулировании региональных конфликтов: «В частности, ссылка на то, что в конфликте вокруг Кореи неприемлемы сценарии силового давления либо применения силы, может быть отнесена как к определенным планам администрации США, так и к угрожающим демаршам Пхеньяна». Обтекаемая нечеткость и двусмысленность может служить основой лишь для иллюзорной многополярности.
Александр ЛОМАНОВ