|
|
N°96, 29 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Машинист во дворянстве
Пенсионная реформа уравняет французов в их трудностях
«Эта реформа совершенно справедливая», -- прокомментировал президент Жак Ширак вчерашнее решение совета министров о пересмотре французской системы пенсионного обеспечения. Хозяин Елисейского дворца впервые публично поддержал меры, предпринимаемые кабинетом Жана-Пьера Раффарена. Меры, надо признать, непопулярные и вызывающие у большинства профсоюзов резкое отторжение.
Вчера кабинет Раффарена единодушно поддержал реформирование французской системы пенсионного обеспечения. Согласно проекту, выплата отчислений в пенсионный фонд должна быть рассчитана на более долгий срок. Скажем, если сейчас служащий делает эти отчисления в среднем в течение 35 лет, то в будущем ему придется платить на протяжении 42 лет. То есть французам надо будет или начинать трудовой стаж в более раннем возрасте, или уходить на пенсию как можно позже. А это, по понятным причинам, не всех устраивает...
Надо добавить, что по расчетам правительства реформа позволит сэкономить до 17,3 млрд евро в ближайшие пятнадцать лет. Это при том, что, если верить прогнозам, безработица в Пятой республике сократится с нынешних 9,3% до 5. Реально ли это?
А пока клубок проблем, образовавшихся вокруг пенсионной реформы, приводит только к обострению противостояния правых властей и профсоюзов, в основном контролируемых левыми партиями. Диалог глухих, как известно, ни к чему конструктивному привести не может. Тем более что он переносится не только на брусчатку французских улиц, запруженных манифестантами, но и в такие новые для классовой борьбы сферы, как Интернет.
В числе многочисленных рекламных сообщений, получаемых со всего мира, я нашел на днях непонятно каким образом попавшее послание с весьма любопытным зачином и с не менее интересной статистикой. «Будь спокойным и дыши глубже, -- советовал мне неизвестный собеседник. -- Следи за цифрами и думай!» Далее подробно объяснялось, что SNCF -- французское ведомство железных дорог -- является из-за бездарного управления и постоянных уступок левым профсоюзам предприятием убыточным и сводящим концы с концами только благодаря вливаниям из государственного бюджета (то есть из кармана налогоплательщиков).
Далее мне поведали о доходах машиниста скорого поезда и получаемых им всевозможных премиях и льготах, включая бесплатное медицинское обслуживание для рабочего и его семьи, бесплатный проезд в общественном транспорте и т. д. Получалось, что к сорока годам обыкновенный машинист имеет такой же доход, как его одногодка-адвокат или руководитель предприятия. Не считая того, что налогов современный пролетарий платит не в пример меньше его ровесников-интеллектуалов или технократов. Да и уходить на пенсию он имеет право в 50 лет! «А теперь подумай, -- обращался ко мне компьютерный борец за справедливость, -- кто является во Франции истинным буржуа. Имеют ли они право делать нас заложниками в их политической борьбе?»
Лидеры левой оппозиции подобные интернет-послания, видимо, не получали. Как заявил лидер социалистов Франсуа Олланд, «если президент и правительство решат прибегнуть к силовым методам решения конфликта, это приведет к тяжелым социальным последствиям». Однако власти словно не замечают опасности всеобщей забастовки, грозящей перекрыть кислород французской экономике. Проект пенсионной реформы -- масштабный, из пяти глав и 81 статьи, должен быть принят 10 июня в Национальной ассамблее и окончательно утвержден к середине июля.
Петр РОЗВАРИН, Париж