|
|
N°96, 29 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Новый фасон для трубников
ОТЗ осваивает рынок трубокомпонентов
ЗАО «Объединенные трубные заводы» (ОТЗ), флагманом которого является ОАО «Челябинский трубопрокатный завод» (ЧТПЗ), объявило о завершении создания вертикально-интегрированной группы. ОТЗ собираться доминировать на рынке фасонных изделий -- деталей, используемых при монтаже трубопроводов, перекачивающих станций, разветвлений, поворотов. Особое место в ассортименте продукции ОТЗ занимают отводы для трубопроводов большого диаметра, используемых ТЭК.
Скажется ли бизнес по производству трубодеталей ОТЗ на получении заказов на поставку самих труб для крупных проектов нефтегазовых компаний, сказать сложно. Однако то, что интеграция -- это грамотный ход с точки зрения маркетинговой политики, не вызывает сомнений ни у трубников, ни у аналитиков. Кроме того, диверсификация бизнеса, отмечают эксперты, позволит ОТЗ чувствовать себя увереннее на рынке.
Уже завершена консолидация более 75% акций московского ОАО «Завод специальных монтажных изделий» (ЗСМИ) и ЗАО «Магнитогорский завод механомонтажных заготовок -- Востокметаллургмонтаж» (МЗМЗ) (производит до 18 тыс. тонн отводов и 9 тыс. тонн переходов в год), ранее купленных у частных акционеров за 7 млн долл. Несмотря на то что пока эти предприятия загружены только на 50%, ОТЗ уже приступает к реализации нового проекта стоимостью 30 млн долл. по строительству к 2004 году в Челябинске завода по производству 10 тыс. тонн гнутых отводов для труб большого диаметра (ТБД). Новый завод будет отличаться высокими технологиями, в то время как на ЗСМИ и МЗМЗ планируется провести модернизацию. Кроме того, в течение пяти лет ОТЗ планирует потратить 150 млн долл. на реконструкцию основного актива -- ЧТПЗ и еще столько же, по словам Комарова, -- на покупку новых предприятий как в России, так и в Восточной Европе.
На трубном рынке наблюдается серьезная конкуренция между игроками, которые уже оформились в холдинги. Крупнейшим является Трубно-металлургическая компания (ТМК), на долю которой приходится около 60% от общего производства трубной продукции и 20% труб большого диаметра в России, и Объединенная металлургическая компания (ОМК) -- 20% и 40% соответственно.
Укрепляя положение на трубном рынке, ТМК (четыре трубных завода) и ОМК (два завода) сделали ставку на наращивание объемов производства. ЗАО «ОТЗ», включающее в себя третий по объемам производства ЧТПЗ (14 и 40% соответственно), идет другим путем -- ставит на расширение номенклатуры продукции для трубной отрасли.
Надо сказать, что на этом поприще у ОТЗ конкурентов будет значительно меньше, чем на трубном рынке: сектор производства комплектующих для нефтегазового сектора хотя и представлен 90 компаниями, но не структурирован, а его участники малы и разобщены. Ни в ОМК, ни в ТМК нет предприятий, специализирующихся в этом секторе. В ОМК заявляют, что не рассматривают для себя выход на рынок фасонных изделий и продолжат специализироваться исключительно на трубах. В ТМК также подтвердили, что не вынашивают подобных планов. Единственным крупным игроком на рынке оборудования для трубопроводов является челябинское ОАО «Трубодеталь», аффилированное с «Газпромом». Но требующаяся реконструкция активов этого предприятия ставит под угрозу поставки компонентов для строительства крупнейших трубопроводов. На это обращают внимание эксперты «Транснефти», на которую и планируют сделать ставку в ОТЗ. Вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев сообщил газете «Время новостей», что пока нет конкретных договоренностей с ОТЗ, добавив, что компании все равно у кого покупать, главное, соотношение цена -- качество.
Впрочем, председатель совета директоров ОТЗ Андрей Комаров и гендиректор ЧТПЗ Виталий Садыков, полагая, что трубы не могут быть вечными и тем более прямыми, не сомневаются в том, что заказы на трубодетали им гарантированы, принимая во внимание грандиозные трубопроводные проекты (БТС, Ангарск--Дацин, Северо-Западный трубопровод, Талакан). К 2005 году ожидается рост рынка отводов минимум на 50%. Сейчас же, по словам г-на Комарова, на рынке дефицит, который надо покрывать (это же подтвердил и Сергей Григорьев). Кроме того, ОТЗ планирует заместить своей продукцией, которая, как уверяют в компании, будет вполне конкурентоспособна, и импорт. Его объемы оцениваются в 30--40 млн долл. В целом же рынок трубодеталей оценивается в 200 млн долл., причем на отводы приходится 40 млн долл. К 2005 году ОТЗ собирается завоевать 60% рынка отводов (сейчас доля ЗСМИ и МЗМЗ -- 20%).
Майя АЛЕКСЕЕВА