|
|
N°96, 29 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не только Скофилд
В Москве проходит пятый фестиваль «Богема-джаз»
Международный фестиваль джазменов нынче поменял почти все: время, место, статус участников и даже -- частично -- репертуарную направленность. Нынешняя «Богема» -- это три дня, зал «Россия» и звездный, если не сказать попсовый, состав участников. Когда вы будете читать этот материал, в «России» уже выступит бразильская певица и пианистка Таня Мария. Завтра споет прославленная Сезария Эвора из Кабо-Верде. Похоже, Таня Мария и Эвора должны символизировать «этнический уклон». Тот же уклон, видимо, будет в программе Ивана Смирнова, виртуоза акустической гитары, что выступает в один день с Таней Марией, исполнительницей латинского поп-джаза.
Первый день открыло выступление пианиста Игоря Бриля с сыновьями (тенор и альт-саксофон) и группой (контрабас, ударные, гитара). Брили выдали нечто в своем духе: красивый европеизированный джаз с уклоном в нью-эйдж. Брилевский гитарист играл на гитаре Ovation с примочками, из-за чего вызывал приятные ассоциации с Алом Ди Меолой. Зато звук в зале вызывал ассоциации неприятные: у гитариста задрались верха.
К счастью, звук исправили для выступления хедлайнера первого дня (гвоздь программы) американского гитариста Джона Скофилда. Легендарный виртуоз приехал к нам в ходе мирового турне, в котором играется материал альбома Ueberjam. На днях, правда, вышел новый альбом Скофилда со товарищи -- Up All Night. Надо сказать, что Скофилд, стоявший у истоков стиля фьюжн, -- человек двойственный. Он может играть и самый что ни на есть straight ahead джаз (мейнстрим, «просто джаз без наворотов»), и современную импровизационную музыку с электроникой и всяческими звуковыми ухищрениями. По счастью, именно последнее в Москве и случилось. На сцене -- Джон с полуакустической гитарой Ibanez, второй гитарист (Ави Бортник с Fender Stratocaster), барабанщик Адам Дейч и басист Энди Хейс (единственный из всей группы, кто не записывал Ueberjam). Все гитарные партии проходят бесчисленное количество примочек, их фрагменты семплируются. Это -- помимо всяческих компьютерных звуковых эффектов. Звук -- что непривычно для живой группы -- разбросан по каналам, получается полное стерео. Вполне в духе времени: если раньше люди старались записывать музыку так, чтобы она была «как на концерте», то теперь концерт хотят приблизить к навороченности и перепродюсированности компакт-дисков.
Незадолго до визита Скофилда в Москву я позвонил ему Нью-Йорк. Он сказал, что очень ждет московского концерта. Скофилд выступает у нас впервые, хотя лет пятнадцать назад и приезжал в Питер. Был поражен архитектурой и потом долгие годы мечтал увидеть Россию.
Скофилд вечно хвастается своими молодыми музыкантами. Похвалы справедливы: команда сразила публику, не хуже маэстро. Барабанщик Адам Дейч превзошел все ожидания. Он играет головоломные рисунки, что называется, «в луп» -- одновременно с монотонным «лупом» (повторяющимся ритмическим рисунком) из компьютера. Это сложно: всякий человек то замедляется, то ускоряется (пусть в почти неощутимых пределах), а комп колебаний не знает. Тот же Дейч «вручную» выстукивает всякие ломаные ритмы джангл и драм-энд-бейс. Ну а про Скофилда и говорить нечего -- горячие фанковые аккорды совершенно в духе 70-х.
В общем, с драйвом выступили люди.
Александр БЕЛЯЕВ