|
|
N°96, 29 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Стратегия прорыва
Главной задачей любого правительства является обеспечение высоких темпов экономического роста в долгосрочной перспективе. По динамике производства наша страна занимает 17-е место среди 23 стран Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР за последние 14 лет. Вряд ли столь скромный результат можно объяснить исключительно ошибками и просчетами предыдущих правительств: за прошлый год Россия оказалась на предпоследнем, 11-м месте по темпам роста среди стран СНГ. «Яблоко» считает, что эти результаты наглядно характеризуют, насколько успешно правительство справляется с поставленными задачами.
Различные политические силы обвиняют правительство в неиспользовании благоприятных возможностей, которые открылись перед нашей страной в связи с повышением мировых цен на энергоносители. Пожалуй, только СПС поддерживает макроэкономическую политику кабинета. Правые считают, что направлять бюджетные сверхдоходы на решение социальных проблем было бы опасно. Вместо этого, по мнению СПС, необходимо финансировать рыночные институты. «Яблоко» с этим не согласно: можно создать хорошие рыночные институты, но если при этом макроэкономическая политика будет неразумной, то страна не сможет совершить экономический прорыв. В качестве примера можно привести Испанию, Португалию и Грецию, которым, несмотря на внедрение «правильных» институтов, не удается сократить отставание от своих коллег по ЕС.
Другими словами, по мнению «Яблока», необходимо одновременно проводить разумную макроэкономическую политику и создавать рыночные институты. Макроэкономическая политика последних трех лет свелась к дословному заимствованию положений программы «Яблока», касающихся подоходного и единого социального налогов. Замедление налоговой реформы вызвано тем, что правительство, планируя снизить один налог, ищет «компенсацию выпадающих доходов», для чего повышает какой-нибудь другой налог. Этот «бухгалтерский» подход привел к тому, что 2003 год является первым и пока, к сожалению, единственным годом снижения номинальной налоговой нагрузки. «Яблоко» предлагает в налоговой политике руководствоваться совершенно иным подходом: необходимо решительно снижать те налоги, которые загоняют экономику в тень. Снижение ставки по таким налогам не приведет к падению сборов по ним, поскольку экономика начнет выходить из тени.
Другая важнейшая системная ошибка правительства состоит в отношении к малому бизнесу как к «дойной корове». «Яблоко» считает, что малый бизнес для любого разумного правительства -- это генератор не налоговых доходов, а новых рабочих мест. Поэтому мы предлагаем разрешить работать без регистрации, уплачивая только подоходный налог в 13%, тем предпринимателям, которые не осуществляют найм рабочей силы. Пока несомненной заслугой правительства является лишь проведение частичного дерегулирования бизнеса, однако это привело не к вовлечению миллионов экономически активных граждан в предпринимательскую деятельность, а к снижению стоимости входных барьеров на рынок. Согласно оценке МВФ, величина взятки, необходимой для регистрации бизнеса, снизилась на 25%.
Третья системная ошибка в экономической политике кабинета заключается в том, что он, образно говоря, обжегшись на молоке, на воду дует. Отношение внешнего долга к ВВП составляет в России менее 30%, а профицит бюджета -- до 5%. Для введения евро стране-кандидату необходимо иметь 60% и минус 3% соответственно. Опасаясь повторения дефолта, правительство проводит сверхжесткую политику, которая при отсутствии благоприятной внешней конъюнктуры привела бы к обвальному спаду производства. Между тем наилучшей защитой от повторения дефолта является не складывание бюджетных сверхдоходов в кубышку (финансовый резерв), а ускорение экономического роста. Конечно, призовые места, занимаемые Россией в рейтинге наиболее коррумпированных стран мира, говорят о том, что проведение активной промышленной политики приведет к росту благосостояния разве что отдельных государственных служащих. Ежегодно разрабатывая альтернативный бюджет, мы предлагали сконцентрировать бюджетные расходы на двух-трех важнейших направлениях: на реформе социальной сферы, ЖКХ, обеспечении перехода армии на контрактную основу.
Даже простое увеличение социальных расходов не проводится правительством под предлогом того, что это приведет к ускорению инфляции. Однако, по нашим расчетам, вспышка инфляции будет носить краткосрочный характер (один-два месяца). Таким образом, увеличение пенсий и других социальных выплат, например на 1/3, добавит к годовому темпу инфляции не более двух процентных пунктов.
Существуют и другие некоррупционные возможности расходования дополнительных бюджетных средств. Еще в 2001 году «Яблоко» предложило развернуть программу льготного жилищного кредитования молодых семей. Программа была поддержана президентом и в искаженном виде начала осуществляться правительством в нескольких регионах и при финансировании в 100 раз меньшем, чем мы предлагали.
Межбюджетные отношения и региональную политику правительства можно назвать политикой по созданию очередного порочного круга. Стягивание бюджетных ресурсов в центр не позволяет регионам и муниципалитетам конкурировать за привлечение бизнеса на свою территорию. Все возрастающее перераспределение бюджетных ресурсов по вертикали не только порождает коррупцию как снизу, так и сверху, но и вызывает у регионов стремление быть скорее реципиентами, чем донорами, то есть скорее слабыми, чем сильными. «Яблоко» предлагает сделать наш федерализм конкурентным. Региональная доля федеральных налогов должна стать полноценными налогами с правом регионов на самостоятельное установление ставок по ним. Трансферты должны закрепляться на несколько лет, а часть сверхплановых сборов по федеральным налогам должна оставаться на соответствующих территориях. Тогда вместо «игры на понижение» мы получим конкуренцию городов и областей за самые высокие темпы экономического роста.
Под созданием рыночных институтов «Яблоко» понимает формирование в России основ социальной рыночной экономики. Для этого необходим конкурентный порядок. Антимонопольная политика, включающая в том числе недопущение необоснованных слияний и поглощений, контроль за долей рынка (в том числе за его региональными сегментами), за монопольным завышением цен и даже принудительное разделение компаний в России, и не начиналась. Конкурентный порядок невозможен без судебно-правовой реформы, направленной на надежную защиту прав собственности, обеспечение выполнения контрактов. К сожалению, суды пока научились лишь исполнять роль разборок начала 90-х и не стали по-настоящему независимыми. Для исправления ситуации необходимы не столько ликвидация многочисленных лазеек в законодательстве и повышение денежного содержания судей, сколько твердая политическая воля руководства страны и обновление кадрового состава в судебной системе. Институт банкротства в России использовался для криминального передела собственности, который грозил перерасти в чиновничий согласно последнему правительственному проекту соответствующего закона.
Для формирования конкурентного порядка необходима реформа естественных монополий, которые в России зачастую являются сверхъестественными. Альтернативная программа по реформе электроэнергетики, предложенная «Яблоком», предусматривала конкуренцию в каждой энергозоне крупных общенациональных холдингов, защиту прав потребителей электроэнергии, защиту прав акционеров РАО «ЕЭС» -- как миноритарных, так и мажоритарного, то есть государства. Вместо этого думским большинством была поддержана правительственная концепция реформы, предусматривающая создание региональных энергетических монополий, двух- пятикратное повышение цен для потребителей.
Сложившаяся в нашей стране экономическая система способна обеспечить благополучие для 20--30 млн человек, занятых в сырьевом секторе и обслуживающей его сфере услуг. Социально-рыночная экономика европейского образца обеспечит высокие темпы экономического роста, а следовательно, право на достойное существование и постоянное повышение уровня жизни для всех граждан России.
Алексей УЛЬЯНОВ, руководитель групп экономического анализа РДП «Яблоко», член федерального совета партии