|
|
N°96, 29 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
России нужна экономика доверия
После 70 лет советской власти у нас утвердилось вульгарно-материалистическое понимание экономики: ресурсы, товары, деньги, балансы. Хотя и при социализме понимали, что существуют, например, моральные стимулы, не говоря уже об идеологических установках, которые во многом и определяли экономическую систему недавнего прошлого.
Нетрудно доказать, что рыночная экономика еще более нематериальна, чем плановая. В ней огромную роль играют психологические и моральные категории, информационные потоки. Что такое, например, кредит? В буквальном переводе -- доверие. Хорошо известно, что ни один банк не устоит, если вдруг все вкладчики единомоментно захотят взять свои деньги, -- наступает крах. Вряд ли кто-нибудь забыл дефолт, когда каждый мог убедиться, что недоверие, паника -- это такие же экономические явления, как и стоимость, валютный курс и т.п. Или цена барреля нефти, за которой наблюдает вся наша страна, -- от чего она зависит? Разве только от объективных потребностей мировой экономики? Безусловно, нет. Здесь политические и психологические факторы порождают определенные ожидания, которые и влияют на колебания цен.
Почему в стране не развиваются малый и средний бизнес? Одна из основных причин -- отсутствие возможности получать кредит! По сути, у нас и банковской системы нет, так как банки обслуживают прежде всего крупные фирмы, и заняты они расчетно-кассовыми операциями. Десятки миллиардов долларов хранятся в «чулках», не вовлечены в экономический процесс. Это же варварство. Но разве можно упрекать людей, что они не несут свои накопления, не открывают депозиты, не покупают акции и облигации после того, как в течение полутора десятка лет их неоднократно и жестоко обманывали. В результате в стране нет рынка ценных бумаг, без которого вообще современная экономика немыслима!
По той же причине ничего не получается с ипотечным кредитованием -- финансовые институты в принципе не доверяют потенциальным клиентам, а жилищная проблема становится все острее.
Совершено неудовлетворительно идет институциональное обустройство страны. Если киллер или купленный судья решает конфликтные проблемы собственности, то о какой рыночной экономике и частной собственности может идти речь. Если огромные куски государственной собственности делятся коррумпированными чиновниками во властных коридорах без справедливой конкуренции и в угоду олигархам -- это и неэффективно, и аморально. Совершенно забыта общественная собственность, которая играет существенную роль в любой цивилизованной стране.
Или возьмем капитализацию крупнейших российских энергетических компаний. Крупнейшая в мире компания, добывающая и сбывающая газ, «Газпром» стоит на рынке раз в десять меньше, чем могла бы, если исходить из имеющегося оборудования, запасов газа, заключенных договоров и т.д. Почему? Прежде всего потому, что мировое сообщество просто не верит российскому государству и российскому бизнесу.
Чудовищна нынешняя дифференциация доходов в России. По разным оценкам, доходы 5% самых богатых отличаются от тех финансовых крох, которые достаются 5% самых бедных (как минимум в 50 раз). В то время, когда десятки миллионов борются за выживание, тысячи жируют на лазурном побережье, а СМИ демонстрируют их паразитизм на всю страну. Четырех- пятикратная дифференциация -- это норма нормальной европейской жизни. И понятно же, что пропасть между богатейшими и беднейшими негативно влияет на всю страну, препятствует ее нормальному развитию.
Поэтому Народная партия считает, что без нравственного возрождения общества невозможен и экономический прогресс. Как его добиться?
Мы считаем, что главным условием успешного экономического развития является солидарность общества, власти и элит в отношении перспектив, целей и форм социально-экономического и государственного строительства. Успех может прийти только тогда, когда люди поверят в правду существующего общественного строя, чтобы стать его искренними сторонниками, сотрудниками и защитниками.
Свою долю ответственности должна взять на себя российская элита, она должна услышать давний призыв: «Делиться надо! С народом, государством!» Жилищно-коммунальная реформа, развитие образование нельзя осуществлять только за деньги трудящихся. Здесь бы очень пригодилась природная рента, которая достается олигархам. И если бизнес не услышит этого требования времени, должна проявиться роль государства.
Надо сделать так, чтобы хозяйственная деятельность и частых предприятий всех типов собственности и государственных органов власти всех уровней становилась для общества все более ясной и прозрачной, т.е. честной. Законодательная и исполнительны власти обязаны защищать не интересы отдельных групп, а отстаивать народное благо. Радикально должна измениться судебная система, без нормального судопроизводства невозможны ни рынок, ни демократия. Борьба с коррупцией тогда перестанет быть способом выяснения отношений между различными группировками и средством передела собственности, а станет системой мер по трансформации нашего криминального, дикого капитализма в социальное рыночное хозяйство.
НП РФ считает, что необходимо направить инициативу и предприимчивость частных лиц в русло общественного интереса, соединить идею свободы с идеей служения. Поэтому нет сегодня важнее вопроса, чем формирование механизма, который позволял бы добиваться солидарности общества при всяком повороте событий, в каждом конкретном случае.
Недоверие между властью и народом, бизнесом и государством, трудящимся большинством и предприимчивым меньшинством -- это главное препятствие замены нынешнего криминально-бюрократического строя.
Андрей ГАЛЬЧЕНКО, первый заместитель председателя Народной партии