|
|
N°96, 29 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Мы готовы взять ответственность»
Основной задачей в области экономики КПРФ считает построение многоукладной конкурентной экономики с сильным присутствием государства. В своих построениях мы отталкиваемся от следующих соображений.
Первое. С легкой руки экономистов периода перестройки общепринятым считается мнение, что своим процветанием в 70-х Советский Союз обязан так называемой «нефтяной игле». Однако сегодня Россия при населении почти в два раза меньше, чем проживало в СССР, экспортирует нефти никак не меньше (тем более что львиная доля нефтедобычи осталась на российской территории). Цены на нефть сейчас более чем благоприятны и были таковыми в середине 90-х. В то же время жизненный уровень населения многократно снизился за последние 15 лет. Напрашивается один из двух выводов: либо все поступающие в страну деньги разворовываются чиновниками и нефтяными компаниями, либо экономика СССР зависела от нефтедолларов в существенно меньшей степени, чем сегодня российская.
Второе. Социалистическую экономику принято считать сверхмонополизированной, а государство как хозяина -- неэффективным. Продекларированная суть реформ девяностых -- создание рынка путем ускоренной приватизации во имя разрушения монополий и возникновения конкурентной среды. Однако вместо этого в стране создан ряд олигополий числом менее десятка, неуклонно стремящихся к окончательной монополизации экономического пространства. Это происходило и происходит не только при полном попустительстве правительства, но при прямой и явно не бескорыстной поддержке отдельными чиновниками подобных действий. Кроме того, если посмотреть на внутреннее устройство российских крупных компаний, то легко увидеть, что методы управления остались вполне советскими -- добавились лишь новейшие технические средства, и сменилась используемая руководителями терминология. Так что тезис об эффективности государства как собственника можно было бы принять, если бы существовали крупные промышленные предприятия, умеющие работать в рыночной среде не за счет наследства СССР и поддержки продажных чиновников, а за счет созданных ими самими активов.
Третье, но далеко не последнее по важности. В результате научно-технической революции, произошедшей в 60--70 годы прошлого века, мир радикально изменился. Индустриальное общество трансформируется в информационное. Особенно заметным этот процесс стал в последнем десятилетии, с появлением Интернета. Российское правительство проспало этот переход, сделав ставку на эксплуатацию сырьевых ресурсов и фактически простимулировав беспрецедентную утечку мозгов. По разным оценкам, на Запад уехало несколько миллионов (!) представителей отечественной научной интеллигенции и работников ВПК.
Что коммунисты предлагают делать в этой ситуации? Мы убеждены, что ключом к изменению ситуации в стране должно стать стимулирование потребительского спроса. Для этого необходимо резко увеличить доходы бюджета, которые могли бы быть направлены на увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы: учителям, врачам, работникам силовых структур, чиновникам, наконец. Путь для увеличения доходов есть -- это эффективное управление госсобственностью и восстановление взимания природной ренты на уровне тех государств, экономика которых сильно зависит от добычи полезных ископаемых (Норвегия, Алжир, Венесуэла, Нигерия, Индонезия и др.). Причем неправильно считать, что природная рента касается только нефти. Это еще и газ, ситуация с добычей которого благодаря действиям питерской команды стала просто вопиющей; это и лесные богатства, которые сейчас тотально разворовываются (огромное количество лесных пожаров на Дальнем Востоке тому доказательство); это и вода, которую ООН назвала основным стратегическим ресурсом XXI века. Расчеты наших экономистов показывают, что введение механизма взимания природной ренты даст скачкообразное увеличение бюджета более чем в два раза уже в первый год.
Стимулирование потребительского спроса приведет к трем важным последствиям. Во-первых, только эта мера может привести к реальному развитию малого бизнеса в стране и созданию конкурентной среды, что является первоочередной задачей, которую ставят коммунисты.
Во-вторых, резкое увеличение финансирования (возможно, с использованием венчурных механизмов) бюджетных отраслей -- науки и образования -- приведет к сокращению утечки мозгов и частичному возврату квалифицированных кадров в страну. Особенно важен возврат -- так как люди, прожившие несколько лет на Западе, приобрели чувство рынка. Они начали понимать, как можно построить свое дело по своей специальности, производя востребованные товары. В качестве дополнительной меры можно назвать увеличение военного заказа, призванного перевооружить армию и подтолкнуть развитие новых технологий.
В-третьих, повышение доходов граждан позволит решить проблему коррупции. Ее источником в России является сочетание двух факторов: низких зарплат чиновников и искаженной роли государства в экономике. Мировая практика показывает, что коррупция процветает в условиях бедности и при нечетко определенных правах и обязанностях лиц, принимающих решения.
Реализация предложенных мер позволит возродить стратегию, которая реализовывалась правительством Примакова--Маслюкова и которая позволила достичь темпов роста в 24% в годовом исчислении и преодолеть последствия кризиса 1998 года. КПРФ -- единственная партия, у которой существует свой теневой кабинет министров. Мы готовы в любой момент превратить его в кабинет официальный и взять на себя ответственность за развитие России в интересах всех населяющих ее народов.
Илья ПОНОМАРЕВ, руководитель информационно-технического центра ЦК КПРФ