|
|
N°38, 02 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дежа-вю
Госстандарт опять борется за маркировку
Попытки законодательного дерегулирования экономики очень скоро столкнутся с серьезными контрнамерениями. Как стало известно газете «Время новостей», уже в эту сессию и, весьма вероятно, одновременно с внесением пакета законопроектов по дерегулированию в Госдуму будет внесен законопроект "О маркировании защищенными знаками товаров, контрольно-учетных приборов и товаросопроводительных документов". Заявленная авторами проекта цель -- защита потребительского рынка от подделок методом наклейки голографических марок на большинство товаров и документов на них. На самом деле новации этого законопроекта рынок окончательно зарегулируют да еще позволят коммерческим структурам, связанным с Госстандартом, заработать несколько десятков миллионов долларов на продаже голограмм. Патронирует законопроект председатель Госдумы Геннадий Селезнев.
Весной прошлого года депутаты этот документ уже завернули. После доработки в нем появились положения, которые дают возможность значительно расширить список подлежащих обязательной маркировке товаров. Пока в соответствии с постановлением правительства №601 «О маркировании знаками, защищенными от подделок продукции на территории РФ» от 17 мая 1997 года следует обязательно наклеивать голографические марки на аудио-, видеотехнику и компьютеры.
Спикер Госдумы про симпатичный ему закон даже написал письмо президенту. Где пообещал, что доработанный законопроект «будет рассматриваться в приоритетном порядке», и попросил президента «поручить правительству принять меры для исполнения в полном объеме постановления правительства №601, в том числе и по вопросу расширения номенклатуры товаров, подлежащих контролю».
С этим постановлением сторонники дерегулирования борются давно и пока безрезультатно. Время от времени министры -- то Герман Греф, то Илья Южанов -- говорят, что надо бы его отменить. Более того, в конце прошлого года премьер-министр Михаил Касьянов давал поручение Минэкономразвития и Госстандарту отменить постановление №601. Пока этого не случилось.
Но если законопроект «О маркировке...» пройдет, нужды у сторонников регулирования бороться за сохранение постановления №601 просто не будет. «Приоритетный порядок», о котором упоминает спикер Думы, объясняется просто. Как рассказали газете «Время новостей» в Институте национального проекта «Общественный договор» (объединение предпринимателей и общественных организаций в защиту прав потребителей), в прошлом году половина из ввезенных в Россию 500 млн голографических марок осталась неиспользованной. В конце лета 2000 года в обход официальных каналов голограммы можно было купить по 6 рублей за штуку (на тот момент примерно 25 центов). Общая стоимость «зависших» марок, рассчитанная по подпольной цене, -- 62,5 млн долл.
Снабжение страны голографическими марками в свое время тем же 601-м постановлением было поручено ЗАО «Спецзнак», одним из учредителей которого является Госстандарт. По некоторым данным, сейчас это ведомство владеет 9% акций «Спецзнака» через государственное учреждение «Интерстандарт» и воронежский Центр стандартизации и метрологии.
Контракт на изготовление и поставку голограмм «Спецзнак» заключил с американской Holographic Dimensions International (HDI). Сумма сделки, по оценкам экспертов «Общественного договора», -- 130 млн долл. По мнению специалистов Международной ассоциации производителей голограмм (International Hologram Manufacturers Association -- IHMA), это «крупнейший в новейшей истории голографирования» контракт. По данным той же IHMA, ни одна из крупных специализированных компаний ничего не знала о российской «программе 601». Вероятно, если бы знала, -- попыталась бы поучаствовать в конкурсе на право осуществления столь солидного контракта.
В соответствии с исследованиями специалистов экономического факультета МГУ в 2000 году административные барьеры привели к накладным расходам предпринимателей в размере более 200 млрд долл. Потери населения от завышения розничных цен вследствие административных барьеров, по подсчетам ученых, составили 18 млрд руб. в месяц, что в 1,4 раза превышает ежемесячные доходы госбюджета от сбора подоходного налога с физических лиц, который в среднем составляет около 13 млрд руб. в месяц.
Владислав ДОЛГОВ