|
|
N°95, 28 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Война тюбиков
Крупнейший российский производитель зубной пасты защищает свой бренд
Косметический концерн «Калина» вчера подал возражение в Палату по патентным спорам «Роспатента» с требованием отменить регистрацию товарного знака «Кедровый бальзам», принадлежащего ООО «Торн-косметик». Истец полагает, что из-за появления на рынке зубной пасты «Кедровый бальзам» страдает его бренд «Лесной бальзам». В «Калине» оценивают ежегодные убытки в сотни тысяч долларов. Предположительно первое заседание коллегии палаты состоится через месяц.
Претензии «Калины» основаны прежде всего на том, что ее товарный знак «Лесной бальзам» был зарегистрирован раньше «Кедрового бальзама» «Торна». Заявка на регистрацию (так называемая дата приоритета) «Лесного» была подана в ноябре 1998 года, а регистрация состоялась в августе 2000-го. Заявку на «Кедровый» подали в сентябре 2000-го и зарегистрировали в апреле 2002 года. Но этих аргументов для удовлетворения претензий недостаточно. Специалисты считают споры о товарных знаках проблемой сложной. «Калине» придется доказать, что торговые знаки сходны до «степени смешения».
Пресс-секретарь концерна «Калина» Сергей Казанцев отмечает: «Выпуск компанией «Торн» «Кедрового бальзама», который по оформлению, названию и многим другим параметрам очень похож на наш, надо расценивать как попытку заработать на чужой раскрученной торговой марке без затрат на собственную интеллектуальную составляющую бренда. В качестве примера можно привести название «Адибас», явно пытающееся эксплуатировать бренд «Адидас».
Валерий Лыжин, начальник отдела товарных знаков юридической фирмы «Городисский и партнеры», представляющей интересы «Калины», также указывает на сложность дела: «Критерий сходства до степени смешения всегда очень субъективен. Но компанию «Торн» отличает специфическая маркетинговая стратегия. Они используют мотивы и образы и других зубных паст. К подобным приемам прибегают многие компании. Правда, затем они от них отказываются и начинают выводить на рынок свои собственные бренды. С «Торном» этого пока не произошло».
В свою очередь компания «Торн» оказалась очень скупа на комментарии. Ее юрист, не пожелавший назвать своего имени, заявил газете «Время новостей»: «Торговая марка «Кедровый бальзам» успешно развивается, и нас не удивляет, что таким образом некоторые игроки российского косметического рынка пытаются решить проблемы с продвижением собственных торговых марок».
В состав АО «Концерн «Калина» входят головное предприятие в Екатеринбурге и завод в Омске, а также дочерние предприятия «Паллада Восток» (Узбекистан), ДП «Торжок» (Украина), ДП «Паллада-Украина», ОАО «Алые Паруса» (Украина), ДП «Новопласт» (Екатеринбург), ОАО «Лола атир Упа» (Узбекистан), Kalina Overseas Holding B.V. (Нидерланды). Оборот концерна в 2002 году составил 3909,195 млн руб. Крупным акционером «Калины» является ее глава Тимур Горяев. Ему принадлежат 66,04% акций. Европейский банк реконструкции и развития владеет 19,23% акций.
Компания ООО «Торн-косметик» до августа 1998 года занималась оптово-закупочной деятельностью. Затем стала размещать свои собственные заказы на производство зубных паст на белорусском заводе «Модум» и болгарском STS. В портфеле «Торн-косметик» находятся такие марки, как Aquarelle (схожая по названию с Aquafresh компании GlaxoSmithKline), Belamed (вариант Blend-a-med от Procter & Gamble), «Тридцать две жемчужины» и «Кедровый бальзам», схожие с «32» и «Лесным бальзамом» концерна «Калина». Компания не раскрывает свой годовой оборот, однако, по информации газеты «Время новостей», он составляет около 35 млн долларов.
Екатерина САШЕНКО