|
|
N°95, 28 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Превосходны, надежны и проверены НАТО»
Испанские военные все равно верят в советские самолеты
Вчера утром в Анкару прибыла украинская правительственная комиссия по расследованию произошедшей в понедельник авиакатастрофы Як-42 авиакомпании «Украинско-Средиземноморские авиалинии» (UMAir), который вез из Кабула испанских военных. Все находившиеся на борту погибли.
Самолет упал в 35 км от города Трабзон, где собирался дозаправиться. Уже обнаружены два «черных ящика». Разбившийся Як-42Д 1988 года выпуска имел налет 18,7 тыс. часов. По словам министра обороны Испании Федерико Трильо, прибывшего с командой испанских спасателей и врачей на место катастрофы, эти самолеты «превосходны, надежны и проверены НАТО».
Причиной катастрофы могла стать ошибка пилота. Как сообщила испанская газета El Mundo, именно такова первоначальная версия случившегося, которую высказали турецкие власти, а позже повторил посол Испании в Анкаре. Турецкие диспетчеры говорят, что самолет шел на очень большой высоте и поэтому, резко снижаясь, пропустил посадочную полосу в проливном дожде и сплошном тумане. Самолеты заходят на посадку в Трабзоне с севера, со стороны Черного моря. Украинские пилоты, несмотря на предупреждение диспетчеров, вышли из посадочного коридора на 35 км южнее.
В декабре 1997 года в Греции произошла катастрофа, внешне напоминающая нынешнюю трагедию. Тогда Як-42 украинской компании «Аэросвит» при заходе на посадку врезался в гору в 70 км от Салоник. Погибли все 70 человек, находившиеся на его борту. Авторитетный специализированный веб-сайт Aviation Safety Network сообщает, что в тот раз экипаж «неадекватно спланировал и выполнил заход на посадку, не использовал радионавигационную помощь аэропорта Македония, не забил тревогу после потери ориентации и не соблюдал дисциплину в пилотской кабине».
На этот раз не исключена, по мнению сотрудников аэропорта, и техническая неисправность самолета, возникшая при заходе на посадку. Турецкое информационное агентство Anatolian news agency цитирует жителя ближней деревни, который видел, как самолет загорелся еще в воздухе. «Я взглянул на небо и увидел горящий самолет, -- утверждает крестьянин. -- Минуты через две раздались два взрыва, а затем и еще несколько». Однако авиабаза ВВС США бишкекского аэропорта сообщила, что в Бишкеке, где самолет произвел дозаправку перед вылетом в Трабзон, техническое состояние самолета было нормальным.
По данным МИД Украины, уже установлены личности примерно половины погибших. По словам представителей турецких властей, опознать многие тела очень сложно -- они разорваны на части. Лесистый холм, на который упал самолет, покрыт искореженным обожженным металлом, перемешанным с личными вещами погибших и неразорвавшимися гранатами. Корпус самолета распался надвое. Передняя часть машины осталась у вершины холма, а хвостовая отлетела к подножию.
Валентина КУЛЯБИНА