Время новостей
     N°95, 28 мая 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.05.2003
Футболистов отлили
Китайцы занялись воспроизводством российских спортсменов
В продаже появились фигурки футболистов сборной России. Модели спортсменов высотой семь сантиметров, действительно по форме напоминающие российских игроков, изготовлены из мягкого пластика и стоят несколько десятков рублей каждая. Если учесть, что стоимость каждого натурального футболиста составляет более миллиона долларов, экономия для всех желающих почувствовать себя тренером сборной просто колоссальная.

Сейчас в продажу поступили Семак, Лоськов, Смертин, Кириченко, Алдонин, Хохлов, Каряка, Овчинников, Евсеев, Попов, Соломатин и Игнашевич. Также скоро ожидаются Титов, Бесчастных, Сычев, Кержаков и Семшов. На подходе и главный тренер Валерий Газзаев. В дальнейших планах у фирмы-изготовителя запечатлеть в пластике отображение всех спортивных звезд России.

Самим же героям, которые вдохновили мастеров, никаких гонораров не выплачивается. Но многие соглашаются позировать даром. «Когда мне предложили в феврале сфотографироваться для того, чтобы сделать фигурку, то я сразу согласился, ведь в ведущих футбольных странах мира это повышает интерес к футболу, -- рассказал корреспонденту газеты «Время новостей» футболист сборной России Игорь Семшов. -- К тому же на тот момент уже были готовы фигурки футболистов «Локомотива». Меня сфотографировали в трех ракурсах -- в лицо, со спины и сбоку. На этом все и закончилось. О деньгах речи не шло, сказали только, что когда сделают, презентуют несколько изделий. Свою фигурку еще не видел, хотя один раз ездил в магазин рядом с домом, где, говорят, они продаются. Кстати из всех более-менее на оригинал, считаю, похож только Титов. Сходство всех остальных весьма приблизительное».

Надо заметить, что идея производства подобной сувенирной продукции не нова. Несколько лет назад в продаже появился многократный чемпион России Константин Еременко. Не сам, конечно, а его уменьшенная копия. Несмотря на то что Еременко играл в мини-футбол, его скульптурное изображение было втрое больше, чем фигурки мастеров большого футбола, и по сути своей являлось резиновым изделием. Так что при физическом контакте резиновый Еременко трогательно пыхтел. А совсем недавно на одном из матчей премьер-лиги болельщики надули огромную резиновую куклу, которую облачили в футболку полузащитника «Локо» Вадима Евсеева. Но это -- штучный товар, а с массовым производством футбольной символики в России дела пока обстоят неважно.

Некоторые попытки делались. Например, в преддверии чемпионата мира 2002 года Банк России выпустил монеты с изображением футболистов достоинством 3, 50 и 100 рублей из серебра и золота. Однако это не помогло нашей сборной удачно выступить в Японии. Также в последнее время кумиры болельщиков стали появляться на близких по духу фанатам предметах. Например, на пивных кружках. Но и столь необходимые атрибуты с футбольной символикой выпускаются лишь в рамках рекламной акции одной из пивоваренных компаний.

Между тем поступления от продажи футбольной символики в бюджетах зарубежных клубов составляют существенную долю. Например «Манчестер Юнайтед» через сеть своих магазинов, разбросанных по всему миру, получает несколько миллионов фунтов. В России же этот бизнес полулегальный. Шарфики и футболки сомнительного качества производятся в Турции и Китае и потом продаются на вещевых рынках. Естественно, ни о каких деньгах, которые должны поступать в кассу клубов, речи не идет. Фирменную же форму, стоимостью от 50 долларов, средний российский болельщик пока покупать просто не в состоянии.

Кстати, фигурки футболистов тоже делают китайские мастера. «Их услуги дешевле и качественнее отечественных производителей», -- говорят представители фирмы-изготовителя.

Андрей ВДОВИН, Денис ВДОВИН