|
|
N°116, 01 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Брюссельская капуста
Отсутствие привычного теледопинга привело к тому, что видеокассеты разлетаются из киосков, будто пирожки с повидлом, а в видеопрокатах царит ежевечернее столпотворение. Однако даже в подобной форсмажорной ситуации не стоит смотреть что попало. Куда любопытнее и полезнее устроить себе настоящий кинофестиваль с доставкой на дом. Начать можно, скажем, с Брюссельского международного кинофестиваля фэнтези, триллеров и научно-фантастических фильмов. В разное время его лауреатами становились такие выдающиеся образчики жанра, как «Бумажный дом» Бернарда Роуза, «Армия тьмы» Сэма Рэйми, «Луговые собачки» Джона Дуигана, «Звонок» Хидео Накаты. А самого первого «Золотого ворона» (главный приз фестиваля) в 1983 году получил не кто иной, как Валерий Рубинчик со своей «Дикой охотой короля Стаха». В общем, вкусам бельгийских отборщиков доверять можно. Поэтому нынешний обзор целиком и полностью составлен из фильмов, показанных в Брюсселе в этом году.
«Крик-3» (Scream 3). США, 2000, режиссер Уэс Крейвен, в ролях Нив Кэмпбелл, Кортни Кокс, Дэвид Аркетт. West Video. Хитрый Крейвен всегда был постмодернистом. Даже его дебют «Последний дом слева» на деле оказался не просто тошнотворно-расчленительной историей о жестоком убийстве и еще более жестоком его отмщении, а римейком «Девичьего источника» Ингмара Бергмана. Придуманный им впоследствии Фредди Крюгер в своих злодеяниях тоже пародировал все, что только возможно, -- от комиксов про Супермена до компьютерных бродилок. Наконец в 1996 году Крейвен окончательно убедился, что любовь к фильмам ужасов продается куда лучше самих фильмов ужасов, и издал свой первый «Крик». К третьей серии крейвеновская киновикторина на тему «Угадай, что я цитирую на этот раз» стала стопроцентно культовым развлечением -- в основном для тех, кто родился в год выхода первой серии «Пятницы, 13» и на своем веку не видел никого страшнее Мэрилина Мэнсона. Более умудренные фанаты понимали, что все это, конечно, не более чем коммерческий трюк. Но «Крик-3» явно позабавит и их. Желающим же проверить свою эрудицию стоит обратить внимание на забавляющихся с собственным имиджем Лэнса Хенриксена («Чужие») и Кэрри Фишер («Звездные войны»). А также не пропустить ничем не объяснимое появление на экране двух балбесов в бейсболках, перекочевавших в «Крик» из фильмов Кевина Смита (от «Клерков» до «Догмы»). На этом можно и успокоиться, так как поводов поразмышлять о природе зла и прочих возвышенных материях третий «Крик», как ни старайся, не дает.
«Двойной просчет» (Double Jeopardy). США, 1999, режиссер Брюс Бирсфорд, в ролях Эшли Джадд, Томми Ли Джонс, Брюс Гринвуд. Премьер Видео Фильм. Хорошую девушку Либби (Джадд, «Схватка», «Глаз наблюдателя») обвиняют в убийстве собственного мужа, которое она, понятное дело, не совершала. Более того, уже в тюрьме она узнает, что муженек на самом деле жив-здоров и ее попросту подставил. Поэтому, отсидев положенное, Либби выходит на волю с целью найти и уничтожить супруга: по американским законам человек не может быть наказан дважды за одно и то же преступление. Поклонники русского шансона наверняка узнают в «Двойном просчете» сюжет пронзительной баллады Ивана Кучина «Хрустальная ваза». Там происходило все то же самое, с той лишь поправкой, что мстить приходилось мужу, да и того в конечном итоге все-таки наказали повторно. В фильме все заканчивается хорошо, но несколько по-настоящему напряженных моментов зрителям обеспечены. Да и Эшли Джадд, симпатичная и талантливая, вполне по-феминистски опровергает общепринятое мнение, что женщина не может быть главным героем приключенческого триллера. В этом, судя по всему, сомневались и авторы «Двойного просчета», выделив в помощники-наставники-опекуны главной героини маститого Томми Ли Джонса («Беглец», «Служители закона»). Но тут ему оставалось всего лишь подыгрывать.
«Пальцы веером» (Two Hands). Австралия, 1999, режиссер Грегор Джордан, в ролях Хит Леджер, Роухз Бирн, Брайан Браун. Екатеринбург Арт Home Video. Пару-тройку лет назад этот фильм обязательно назвали бы «тарантиновским». Теперь на ум скорее приходят соответствующие британские аналоги -- вроде заслуженно нашумевшего фильма «Карты, деньги, два ствола». Но при этом картина Джордана (получившего за свою дебютную короткометражку «Свингер» приз жюри Каннского фестиваля) остается вполне австралийской, и это радует. Бойкая, остроумная и очень черная комедия о приключениях добродушного хулигана Джимми (Леджер, ставший звездой после роли сына Мэла Гибсона в «Патриоте»), который хочет стать «конкретным пацаном» и блистательно проваливает первое же задание, которое ему дал главарь местной антиподской мафии с нежным прозвищем Панда (Браун, своего рода австралийский Роберт Де Ниро). Помимо отлично придуманных и снятых разборок наличествует и сверхъестественный подтекст: время от времени со зрителями беседует рассказчик, чью роль взял на себя полуразложившийся брат Джимми, некогда убитый тем же самым Пандой. Порою фильм старается быть чуть более модным, чем следовало бы, но даже это его не особенно портит. И хотя в киномире уже есть один Джордан (Нейл, ирландец, «Интервью с вампиром», «Жестокая игра», «Мальчик-мясник»), запомнить его австралийского тезку стоит. Ожидать от него в дальнейшем можно чего угодно.
«Ворон: Спасение» (Crow: The Salvation). США, 2000, режиссер Бхарат Наллури, в ролях Эрик Мебиус, Кирстен Данст, Фред Уорд. West Video. Первый «Ворон» был своего рода шедевром. Готический кинокомикс о рок-музыканте, восставшем из могилы, чтобы отомстить своим убийцам, обрел статус фильма-легенды после того, как на съемках погиб исполнитель главной роли, сын Брюса Ли Брэндон. Во второй части главную роль исполнил Венсан Перес. Для него это тоже вышло боком (не так мрачно, как для Брэндона, но все-таки: сразу после «Ворона» Переса угораздило сняться в «Линии жизни» Павла Лунгина), да и сам фильм получился хоть и зрелищно-мистическим, но совсем уж пустым -- в ином видеоклипе мыслей побольше. На сей раз главного героя Алекса (Мебиус, «Луговые собачки») поджаривают на электрическом стуле по ложному обвинению. Потом отправляют в морг, откуда Алекс незамедлительно сбегает, превратившись в благородного, хотя и несколько жутковатого на вид зомби-мстителя. Дальше все идет по давно (еще до первого «Ворона») проторенной колее. Так что к третьей серии некогда энигматический и мрачный «Ворон» добрался в виде традиционного фильма категории «Б». Но в этом, пожалуй, и состоит его трудноуловимая прелесть. Это даже не привычный голливудский фаст-фуд, но быстрозамороженная кинопицца, которую разогревают в микроволновке (читай: видеомагнитофоне), когда больше никакой духовной пищи в доме нет. Однако всякий знает, что на голодный желудок ничего вкуснее просто не придумаешь. Тем более что в череде привычных ингредиентов обнаруживается вполне изысканный анчоус: сестру убитой подружки Алекса играет Кирстен Данст («Девственницы-самоубийцы»).
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ