Газете «Время новостей» стали известны подробности совместных планов «Газпрома» и российских трубных компаний, чье сотрудничество получило мощный импульс накануне майских праздников. Тогда зампред правления концерна Александр Ананенков
провел совещание с представителями семи структур, производящих трубы в России. Как рассказал высокопоставленный представитель компании «Газкомплектимпэкс» -- «дочки» концерна, обеспечивающей закупки, -- протокол совещания (основа будущего меморандума о сотрудничестве) в настоящее время рассматривается трубными компаниями. В нем, в частности, предполагается создание ассоциации, в которую войдут «Газкомплектимпэкс» и российские производители трубной продукции. По словам собеседника, меморандум, в котором будут закреплены согласованные действия
сторон, может быть подписан уже в июне.
«Газпром» заинтересован в том, чтобы его интересы были согласованы и взаимоувязаны с отечественными производителями, -- говорит собеседник газеты «Время новостей». -- И это отвечает концепции единой промышленной политики России, инициатором которой выступает ведомство Ильи Клебанова». Не лишним будет напомнить, что именно Минпромнауки пытается продвигать в компании с госучастием («Газпром», МПС и т.д.) идею максимального импортозамещения. В газовом концерне уже разработана программа импортозамещения трубной продукции, рассчитанная до 2010 года, в соответствии с которой концерн
хотел бы перейти полностью на потребление российских труб уже начиная с 2005 года.
По словам источника газеты «Время новостей» в «Газпроме», трубникам были заявлены следующие объемы закупок труб большого диаметра (1420 мм). На 2003 г. -- 400 тыс. тонн, прогнозируемая потребность на 2004 г. -- 576 тыс. тонн, к 2010 г. она должна возрасти до 670 тыс. тонн (итого прогнозируемая потребность на 2003--2010 гг. -- 5300 тыс. тонн). «Эти цифры будут отражены в меморандуме», -- подчеркнул наш источник.
В обмен на обязательства «Газкомплектимпэкса» по закупкам российских труб от их производителей концерн требует соответствующего мировым стандартам качества. «Если по прочности наши трубы приближаются к импортным аналогам (например, обеспечен 100-процентный контроль по входному штрипсу, позволяющий определять и устранять недостатки в процессе производства, на каждом из его этапов; идет процесс повышения качества изоляции, у той же Трубной металлургической компании это качество уже не уступает зарубежному), а сроки доставки вдвое короче импортных, -- говорят в концерне, -- то качество изоляции, состояние кромки трубы, другие погрешности, которые выявляются при контроле поставленной продукции, порой вызывают нарекания». Остается и проблема отсутствия у российских трубников необходимого сортамента -- толстостенных труб большого диаметра, обсадных и насосно-компрессорных труб с высокогерметичными резьбовыми соединениями, коррозионностойких труб, труб, рассчитанных на давление до 100 атм -- диаметром 1220 мм с толщиной стенки 20,5, 22, 26 мм и диаметром 1420 мм c толщиной стенки 23,2, 24,3 и 26,7 мм; труб диаметром 530--1020 мм, рассчитанных на давление до 25 Мпа.
Трубы большого диаметра являются одной из наиболее острых тем в торговых отношениях между Россией и Украиной на протяжении нескольких последних лет. В наследство от советского времени России досталось порядка 150 тыс. км магистральных газопроводов и отсутствие собственного производства труб диаметра 1420 мм, необходимых для реконструкции и развития этой сети. Соответствующие трубные мощности остались на Украине, на Харцызском трубном заводе (ХТЗ).
До сих пор ТБД приобретались «Газпромом» в странах дальнего зарубежья и на Украине. Объемы закупаемой продукции на протяжении последнего десятилетия колебались от 300 до 800 тыс. тонн. Если с поставками из Германии («Европайп» и «Зальцгиттер») и Японии («Сумитомо») все более или менее понятно -- отточенные десятилетиями технологии производства и высококачественный металл продолжают оставаться существенным преимуществом западных концернов, то несколько иной представляется ситуация с трубами Харцызского трубного завода (ХТЗ), расположенного в Донецкой области.
Согласно межправительственным соглашениям в нынешнем году в рамках общей квоты на импорт труб большого диаметра с Украины на долю Харцызского завода приходится 135 тыс. тонн. Однако темпы украинских поставок намного превысили плановые, и за первые четыре месяца квота оказалась выбранной практически на 70% -- это при том, что пик потребления обычно приходится на летние месяцы. То есть выбрать свою квоту полностью украинцы планируют гораздо раньше конца года.
Судя по всему, такая активность украинских трубников объясняется, с одной стороны, полным отсутствием спроса на их низкокачественную продукцию в странах дальнего зарубежья, а с другой -- наличием лобби в украинском правительстве. По словам правительственного источника газеты «Время новостей», принимающего участие в российско-украинских переговорах по данной проблематике, «новый украинский премьер Янукович -- в недавнем прошлом губернатор Донецкой области, где и расположен Харцызский завод, -- активно лоббирует его интересы в России». Имея мощную государственную поддержку, украинские производители пользуются демпингом, предлагая российскому рынку, по мнению целого ряда экспертов, недоброкачественную продукцию.
Состоявшееся в «Газпроме» совещание удивительным образом совпало с появлением в ряде российских СМИ материалов о том, что российская трубная продукция не отвечает стандартам качества, а будущее отечественных газопроводов всецело зависит от наших украинских соседей. Очевидно, эти материалы были своеобразным ответом украинских производителей на решение «Газпрома» к 2005 году переориентироваться на ТБД отечественного производства.
Харцызский трубный завод выпускает двухшовные трубы большого диаметра для нужд предприятий нефтегазовой отрасли. Завод был запущен в 1975 году, когда сама технология двухшовной сварки уже безнадежно устарела. Известно, что завод пытался предлагать свою продукцию для использования в проектах СРП на Сахалине, однако оператор проектов -- компания «Сахалин Энерджи» -- отказался даже рассматривать украинское предложение, сославшись на «доисторический метод производства». Существуют и более печальные примеры: вспомнить хотя бы ситуацию с аварией газопровода под Красной Турой, оборудованного трубой ХТЗ. Двухшовные трубы ХТЗ подвержены стресс-коррозии. Тогда по этой причине лопнул участок магистрального газопровода длиной в несколько километров. Стоит также отметить, что металл на Харцызский завод поставляется другим украинским производителем, меткомбинатом «Азовсталь», чья продукция, по мнению экспертов, вообще не выдерживает никакой критики.