Время новостей
     N°95, 28 мая 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.05.2003
Кризис среднего возраста
«Кинотавр» вступает в новую фазу развития
Вроде все как всегда. Синее небо, белый пароход «Максим Рыльский», на палубе которого проходит традиционная пресс-конференция, посвященная объявлению программы «Кинотавра». Знаменитый кинокентавр, состоящий из фестиваля отечественного кино (который все и знают), и международного конкурса (которому в этом году исполняется уже десять лет, но он в общественном сознании до сих подвизается на вторых ролях), в этом году откроется 4-го, а завершится 17 июня. За это время будут показаны две конкурсные программы, панорама отечественного кино, несколько спецпроектов, четыре ретроспективы зарубежного кино, а также ежедневная культурная программа, в которой, помимо юбилеев Петербурга, фильма «Я шагаю по Москве», Всеволода Шиловского и пр., будет отмечен и юбилей гостиницы «Жемчужина», постоянного места проведения «Кинотавра».

Похоже, наступила эпоха юбилеев, подведения итогов, воспоминаний и ностальгии. Например, по тому времени, когда, радуясь грядущей свободе кооперативного кино, «Кинотавр» приглашал на теплоход не журналистов на полтора часа, а друзей-кинематографистов на всю ночь -- путешествовать по Москве-реке, праздновать и веселиться. Теперь уже никому не придет в голову вместе с коллегами предаваться ненормированной радости за дешевой водочкой и нехитрой закуской по каютам. Сегодня преуспевающие кинематографисты ведут здоровый образ жизни, разборчивы к собутыльникам, ограничены во времени. Возможно, поэтому самой серьезной новацией «Кинотавра» сегодня представляется мне перенесение Кинорынка из Дагомыса, где он проходил обычно, в Сочи. Деловая часть призвана поддержать празднично-развлекательную, так как профессионалы все менее склонны смешивать работу с отдыхом, а сочинская «халява» перестает быть пределом мечтаний для тех, кто может позволить себе нормальный отдых в куда более презентабельных условиях, вдали от телекамер и знакомых лиц.

Наличие Кинорынка позволит помимо прочего посмотреть и часть картин, которые в конкурс включить не удалось. Например, новый фильм Алексея Учителя «Прогулка», который, по слухам, взят в программу ММКФ. Туда же ушел и загадочный «Коктебель» молодого режиссера Бориса Хлебникова, который пока все видевшие очень хвалят.

Впрочем, конкурсная программа Сочинского фестиваля довольно полно отражает пейзаж современного отечественного кино. За ее пределами -- новые фильмы Сергея Соловьева по Чехову да картина Владимира Хотиненко про подводную лодку, более этим летом ничего и не ждут. С другой стороны, в программе фильм лауреата дебютного конкурса прошлого года Алексея Мурадова «Правда о щелпах» и новая работа Лидии Бобровой «Бабуся» -- оба режиссера получили старт на «Кинотавре», затем тепло были приняты международной кинообщественностью, и от них можно ждать интересных фильмов. Дебютного конкурса в этом году в Сочи нет. За старых мастеров представительствует Эльдар Рязанов с «Ключом от спальни», фильмом очевидно нефестивального качества, но за неимением в этом году отдельного конкурса зрительского (то есть массового) кино, призванного конкурировать с «Магнитными бурями» Вадима Абдрашитова, -- очень серьезной работой как раз выдающегося художественного качества.

Отечественный кинопроцесс пока еще не набрал достаточно оборотов, чтобы можно было начать сепарацию: и сливки, и обрат смешаны в одном сочинском флаконе, где есть совсем слабые картины вроде «Фото» Александра Галина, «Притяжения» Василия Серикова, «Жизнь одна» Виталия Москаленко, «Игра в модерн» Максима Коростышевского, но можно встретить и профессиональное, серьезное кино. В целом программу можно поделить на несколько частей: кино для зрителей, которое не надо показывать на фестивалях (это «Кавказская рулетка» Федора Попова, «Вторая невеста императора» Светланы Дружининой), уже разочаровавшие картины талантливых режиссеров («Кармен» Александра Хвана и «Шик» Бахтиера Худойназарова), совсем новые и потому сюрпризные («Марш славянки» Натальи Пьянковой, «Старухи» Геннадия Сидорова).

Александр Сокуров на этот раз обещал показать свой очередной новый фильм «Отец и сын», отмеченный на Каннском фестивале призом ФИПРЕССИ. Естественно, на Сочинском фестивале он вне конкурса, в качестве «специального события».

Юбилейный международный фестиваль отмечает свое десятилетие необычной ретроспективой: фильмами, поставленными председателями или членами жюри предыдущих фестивалей: от Агнешки Холланд, приезжавшей в Сочи в 1994 году, до Веры Хитиловой, судившей конкурс в 2002-м. Забавно, что член жюри первого МКФ Валерий Тодоровский в этом году стал председателем жюри Российского фестиваля.

Алена СОЛНЦЕВА