Время новостей
     N°38, 02 марта 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.03.2001
Платиноиды уйдут на Запад
И металлы, и товары из них в России востребованы мало
Проект переработки металлов платиновой группы, о котором РАО «Норильский никель» впервые сообщило в конце прошлого года, сейчас «в стадии переговоров». Об этом газете «Время новостей» сообщил председатель совета директоров РАО Юрий Котляр. Он добавил, что дело движется не слишком быстро из-за проходящей сейчас реструктуризации «Норникеля».

В декабре прошлого года на конференции в Гохране Юрий Котляр сделал сенсационное заявление о том, что «Норникель» намерен создать производство полуфабрикатов на основе платиновых металлов для нефтехимических и автомобильных катализаторов, совместное производство ювелирных изделий из платины, а также стеклоплавильных аппаратов. Недели две назад Александр Хлопонин, пересевший в кресло губернатора Таймыра прямо из кресла гендиректора РАО, заявил, что у «Норильского никеля» есть предложения о создании СП по производству нейтрализаторов от Ford и от Anglo American.

Что он Гекубе, что ему Гекуба?

Причина интереса к "Норникелю" у этих гигантов (второй из них к тому же крупнейший в мире добытчик платины) -- биржевые котировки платиноидов. Цены растут (тройская унция платины в 1995 году стоила 450 долл., в 1999 -- 360 долл., сейчас -- 605 долл.; тройская унция палладия в 1995 году стоила 150 долл., в 2000 году -- более 1000 долл., сейчас -- 820 долл.), а Россия периодически задерживает экспортные поставки, доводя покупателей до белого каления. «Норникель» -- единственный в России и один из крупнейших в мире добытчик платиноидов. Он обеспечивает более 70% мирового производства палладия и 20% платины. Львиная доля этих металлов идет на экспорт, так как спрос на них внутри страны невелик, а за границей имеет место 10--15-процентное превышение спроса над предложением. Заменить платиноиды нечем, хотя автогиганты уже несколько лет ведут научные разработки в этом направлении. Поэтому любые изменения на российском рынке платиноидов (если только можно назвать рынком положение дел, при котором единственный поставщик продает свой товар через единственное, к тому же государственное предприятие -- ГУП «Алмазювелирэкспорт») отзываются на Западе ростом цен.

А вот на вопрос о том, зачем «Норникелю» хлопоты с созданием СП, когда металл и так без проблем и по хорошим ценам можно сбыть за границей, ответить сложнее. Видимо, потому что есть проценты, которые "Норникель" платит «Алмазювелирэкспорту» (судя по публичным высказываниям Котляра в адрес этой организации, проценты могли бы быть и меньше), а также экспортная пошлина в 6,5%. По некоторым оценкам, на этом «Норильский никель» в сумме теряет около 10%. Чтобы было понятно, сколько это в «живых» деньгах, скажем, что в 1999 году «Норникель» продал платиноидов на 1 млрд, в 2000-м -- на 2,2 млрд долл.

"А наши - как всегда"

Прибыль от продажи готовых изделий может быть выше, чем от торговли сырьем, особенно если сырья этого не хватает. Представим себе, что Россия резко уменьшит экспорт металлов, создаст СП с каким-нибудь концерном и выкинет на рынок готовый товар. Вместе они возьмут за горло весь автомобильный мир, который является основным потребителем платиноидов. На Западе автомобильный катализатор стоит от 300 до 500 долл. Надо думать, что если цену задерут вдвое, покупатель заплатит как миленький (а куда деваться?).

Скажем сразу, что платиноиды используют еще и в ювелирной отрасли (в России, правда, с платиной работают буквально два-три предприятия), а также производители стекловолокна. Из сплавов платины с родием производят стеклоплавильные аппараты (СПА) весом около 5 кг, в которых при температуре 1450оС делают стекловолокно. Однако для многих стекловолоконных заводов пятикилограммовый аппарат из материала, который гораздо дороже золота, -- непозволительная роскошь, и спрос на СПА не делает «Норильскому никелю» погоды.

Кроме того, как нам рассказал научный руководитель института «Гиналмаззолото» профессор Александр Орлов, из платиноидов делают противораковые препараты, фильтры-катализаторы для химической промышленности и еще массу изделий, основанных на их уникальных химических свойствах. Но только не в России, где лишь несколько институтов выпускает все это в опытных количествах. «Обидно, что японцы и американцы проявляют интерес к нашим технологиям, а наши -- как всегда», -- говорит Орлов, показывая небольшую выставку разработок института.

Дорогое удовольствие

В России нет закона об охране окружающей среды, а именно такие законы заставляют западные концерны платить 300--500 долл. за нейтрализаторы отработанных газов. Правда, в 1985 году Россия присоединилась к женевскому соглашению от 1958 года «Об условиях утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств», в котором шла речь и об охране окружающей среды. Госстандарт принял график внедрения российским автопромом описанных в соглашении норм. В соответствии с ним с 1 января 1999 года все российские автомобили должны быть оснащены нейтрализаторами. Но, как сказали нам в Минпромнауки, «эта проблема не решается». Нейтрализаторы могут работать только на неэтилированном бензине, а он есть далеко не везде. «Мы не имеем физической возможности ставить нейтрализаторы на все машины, так как мы не знаем, в какой регион пойдет автомобиль, -- сказал корреспонденту газеты «Время новостей» сотрудник министерства. -- На этилированном бензине нейтрализатор работает от 30 минут до часа, а затем выходит из строя. Отечественный нейтрализатор стоит около 200 долл., и это слишком дорогое удовольствие за полчаса езды».

Кроме того, нейтрализаторы работают только на автомобилях с инжекторными двигателями, а в России их используют не все автомобилестроители. Так что пока ситуация не изменится, «Норильский никель» вряд ли найдет в России серьезный сбыт. По словам Юрия Котляра, РАО планирует продавать нейтрализаторы и внутри страны, и за границей. «Ориентироваться нужно на создание СП, -- говорит он. -- Надо искать того, кто заинтересован работать на территории России и одновременно готов отдать нам часть своей доли на уже распределенном рынке нейтрализаторов. В мире нет проблем с нейтрализаторами, есть проблемы с металлами для них».

Однако российские автопроизводители все-таки имеют женевское соглашение в виду. Некоторые из них производят автомобили на экспорт, а экспорт без нейтрализаторов невозможен. Вот, например, АвтоВАЗ собирается в ближайшие год-два всю свою продукцию комплектовать нейтрализаторами, выпускаемыми на входящем в его состав «АвтоВАЗагрегате» (в 2001 году он выпустит 200 тыс. шт.). Уже сейчас ими оснащаются многие модели, в частности «десятое» семейство. На цене автомобиля это сказывается не критически -- вазовский нейтрализатор стоит около 4 тыс. руб. Однако за полчаса сомнительного удовольствия езды на этилированном бензине и это чересчур.

Кроме того, в нескольких городах принята экологическая программа. Правда, нам удалось найти только одну такую программу -- московскую.

В марте 1999 года Госсанэпиднадзор в своем докладе сообщил, что годовой выброс американского автомобиля составляет 338 кг, российского -- 1117 кг, при этом токсичность выхлопов отечественных автомобилей в 6--7 раз выше, чем европейских, и в 8--10 раз выше, чем американских и японских. 85--90% всех городских выбросов -- это автомобильные выхлопы, в Москве их слишком много: в часы пик ПДК некоторых газов бывает превышена в 12 раз.

Анастасия НАРЫШКИНА