|
|
N°95, 28 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Куда кривая выведет
Нефтяники по-прежнему не знают, какие будут построены экспортные трубопроводы
Несмотря на то что 22 мая правительство рассмотрело энергетическую стратегию до 2020 года, большей ясности в вопросах строительства экспортных трубопроводов не стало. И вчера на втором Международном трубопроводном форуме транспортники и нефтяники пытались разобраться, что их ждет в будущем. Пока же ситуация вокруг реализации двух крупнейших проектов -- нефтепровода из Западной Сибири в Мурманск и из Восточной Сибири в страны Азиатско-Тихоокеанского региона остается неопределенной. В частности, президент «Транснефти» Семен Вайншток, заявил, что правительство до сих пор не определилось, по какому из трех обсуждавшихся ранее маршрутов будет построен нефтепровод из Восточной Сибири. В свою очередь, президент ТНК Семен Кукес попытался привести очередные аргументы в пользу расширения экспортных мощностей. По его словам, строительство мурманского и дальневосточного направлений увеличит капитализацию российских нефтяных компаний на 30 млрд долларов.
По словам главы «Транснефти», правительство примет окончательное решение относительно строительства трубы из Восточной Сибири в течение ближайших двух недель (как известно, первоначально рассматривались два маршрута -- Ангарск--Находка и Ангарск--Дацин, затем Минэнерго предложило их объединить и построить трубопровод до Находки, но с ответвлением на Дацин, причем нитку в Китай предлагалось строить в первую очередь). Сам же президент транспортной компании считает приоритетным направление именно на тихоокеанское побережье, правда, заявляя при этом, что «экономически труба на Находку не выгодна». Сегодня же г-н Вайншток обсудит проект Ангарск--Дацин с председателем Госкомитета по развитию и реформе КНР Ма Каем и президентом China National Petroleum Corporation (CNPC) Ма Фуцаем.
Нет пока определенности и со вторым проектом -- трубопроводом из Западной Сибири в Мурманск (предполагаемая мощность 80 млн тонн в год). Инициаторами его строительства за собственные средства прошлой осенью выступили крупнейшие нефтяные компании -- ЮКОС, ЛУКОЙЛ, ТНК и «Сибнефть». Однако российскому правительству идея строительства на 100% частного трубопровода по душе не пришлась, так что нефтяникам теперь остается ждать, пока государство определится с условиями строительства. По словам г-на Вайнштока, в ближайшее время кабинет министров даст поручение разработать ТЭО нефтепровода из Западной Сибири в Мурманск. Он заявил, что именно «Транснефть» будет разрабатывать этот документ (составление ТЭО займет примерно полтора года), и если будет признана экономическая целесообразность проекта, то в 2004 году начнется строительство, которое должно быть закончено к 2007 году.
Пока же нефтяникам придется довольствоваться расширением Балтийской трубопроводной системы (БТС). По словам г-на Вайнштока, мощности его компании увеличатся в этом году на 16%, в основном за счет ввода в эксплуатацию второй очереди БТС (до конца года объем экспорта через Приморск увеличится на 24 млн тонн).
Правда, как считает глава «Транснефти», российские нефтяники могли бы вдвое увеличить экспорт нефти из Одессы, если бы Украина согласилась на технологические изменения в свой системе -- наши компании заинтересованы в том, чтобы реверсировать поток, направляя его в противоположную сторону -- из Одессы на средиземноморский рынок. «Единственное, что необходимо, -- это согласие всех украинских официальных лиц. Пока что на данный проект согласны не все, но я думаю, что здравый смысл победит», -- сказал г-н Вайншток.
А президент ТНК Семен Кукес, говоря о расширении экспортных мощностей, сказал, что рыночная стоимость компании с добычей в 35 млн т в год при увеличении экспорта на 1% возрастает на 500 млн долл. А после окончания строительства нефтепроводов, российские нефтяники станут дороже на 30 млрд долл. Правда, произойти это все может не раньше 2008 года. Пока же, по словам г-на Кукеса, уже в течение ближайших двух лет дефицит трубопроводных мощностей достигнет 9 млн т нефти, а к 2007-му -- 45 млн т. «Транснефть» сможет компенсировать только 15 млн т. И уже сейчас, готовясь к такой ситуации, нефтяные компании увеличивают объемы экспорта по железной дороге. На эти проекты уже потрачено около 400 млн долл. По мнению президента ТНК, если к 2008 году будут построены трубопроводы в Мурманск и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, необходимости в железнодорожных перевозках уже не будет, в результате затраченные на это средства пропадут впустую. А пока новых труб нет, глава тюменской компании предлагает вкладывать деньги в переработку.
Денис РЕБРОВ