|
|
N°103, 15 августа 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рембрандт и окрестности
Государственный музей изобразительных искусств открыл выставочный сезон
В обычные дни голландская живопись XVII века обретается в ГМИИ им. Пушкина в зале №10, вмещающем от силы 80 произведений. Музей, некогда построенный архитектором Романом Клейном в первую очередь для хранения античных слепков и давно переросший себя по части экспозиционных площадей, изнуренный борьбой за недвижимость в соседнем квартале на Волхонке, с прошлого года ввел практику выставок-публикаций, поочередно знакомящих публику с отдельными разделами своего богатого собрания. Первой была коллекция фламандской живописи, теперь подошла очередь искусства Нидерландов. Новая экспозиция -- начиная с сегодняшнего дня с ней можно будет ознакомиться в течение трех месяцев -- называется «Век Рембрандта». В ней около 200 экспонатов, более половины из них предстали перед публикой из недр запасников, причем значительная часть -- впервые. А двенадцать даже были специально по этому случаю отреставрированы.
В собрании ГМИИ хранится шесть картин Рембрандта. Автор выставки и главный музейный специалист по искусству его эпохи Марина Синенко почтительно разместила их в Белом зале (там, где в последние годы проходят знаменитые Декабрьские вечера), в окружении художников рембрандтовской школы. Портреты. Знаменитые пейзажи Якоба ван Рейсдаля с темными силуэтами деревьев на фоне водной глади и облаков. Многозначительные натюрморты ван Стрека, ван дер Винне и Маттиаса Витхоса, одинаково поименованные «Суета сует», -- попытки философского осмысления бытия языком живописи во второй половине XVII столетия были весьма популярны.
Если пытаться смотреть выставку в хронологическом порядке, стоит начать с противоположного ее конца -- зала, замыкающего музейную колоннаду. Там расположены произведения первых десятилетий XVII века -- времени, когда полноценное деление голландской живописи на отдельные жанры портрета, натюрморта и пейзажа еще не произошло. Вследствие чего в экспозиции рядом с многочисленными пейзажами Яна ван Гойена или большими холстами вроде «Флейтистки» Яна ван Бейлерта можно обнаружить такие восхитительные симбиозы, как небольшой холст Руланта Саверея «Пейзаж с возвращением блудного сына». Кстати, сам автор долгое время трудился в качестве придворного художника в Праге, а картину написал уже по возвращении в родную Голландию, так что она не лишена аллегорической автобиографичности. (Об этом, как и о многих других обстоятельствах жизни и творчества представленных живописцев, можно узнать из многочисленных экспликаций, сопровождающих экспонаты и написанных неожиданно человеческим языком, -- такое нечасто встретишь в столичной музейной практике.)
Нидерланды XVII века были первой европейской буржуазной республикой, где подъем экономики соседствовал с процветанием искусств. Достаточное благосостояние граждан и предопределило расцвет живописи: скромные по размерам картины повсеместно украшали интерьеры голландских домов. Правда, поначалу многие из них создавались с оглядкой на художественную традицию, восходящую к искусству Италии -- вследствие этого правая сторона музейной колоннады занята теперь многочисленными руинами, стадами, охотниками и пастухами. Плотная развеска сходных по сюжетам произведений не то чтобы компрометирует жанр камерного интерьерного пейзажа -- скорее напоминает о несходстве самого уклада прежней художественной жизни. Уклад этот не предполагал бытования искусства в условиях выставки, невольно заставляющей сравнивать экспонируемые произведения.
На противоположной стороне колоннады -- натюрморты ван Бейерна и Виллема Калфа (из рембрандтовского столетия происходят натюрморты, чарующие и сегодня публику в ЦДХ «образом» виртуозно срезанной по спирали кожицы лимонов), жанровые композиции Яна Стена и Питера де Хоха, знаменитый «Портрет дамы» Терборха. Выставку сопровождает исчерпывающий научный каталог с обилием черно-белых и цветных иллюстраций. Как принято говорить этим летом в пригородных электричках, «можно ознакомиться и при желании приобрести». Если есть 600 рублей.
Выставка открыта до 12 ноября
Сергей САФОНОВ