|
|
N°37, 01 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не царский день
200 лет назад был убит император Павел I, в тот же день, но спустя 80 лет от рук террористов погиб его внук Александр II. XIX век в России -- век великих реформ -- начался с цареубийства. Цареубийством и закончился.
Унаследованную Павлом великую державу разъедали многочисленные недуги. За осыпавшимся золотом века Екатерины II явственно проступали безмерная инфляция, крепостное рабство, казнокрадство и произвол юных фаворитов одряхлевшей императрицы. От нового императора ожидали главного -- восстановления справедливости и закона.
Павел I за искоренение державного зла взялся с твердостью и решимостью. С первых мгновений царствования он видел себя отцом нации, и потому новые законы, вводившиеся с примерной строгостью, преследовали главную цель -- благо подданных. Впервые народ с царем связала официальная присяга -- первая в истории России инаугурация правителя. Инфляция была побеждена за счет имущества монарха. Твердые правила престолонаследия и предельная централизация управления сделали власть монарха почти безграничной. От облеченных доверием монарха лиц управление страной перешло к государственным органам со строго расписанными функциями. Прежних коррумпированных фаворитов, удаленных от двора, сменили новые -- верноподданные исполнители. Привилегии дворянства, при "царстве женщин" привыкшего к легкой и беззаботной жизни, были урезаны.
Новый порядок строился на фундаменте "прусской премудрости". Основанная на палочной дисциплине и слепом подчинении приказу, она дополнилась чисто российскими нормами -- всесословным равенством перед розгой и безграничным вмешательством государства в дела подданных. Вольнодумство пресекалось окриком -- запретить. Запрещались не предписанные государем мнения, заграничные моды и книги. Крутой поворот совершила и внешняя политика: от ненадежных союзников Пруссии и Австрии -- к бывшему врагу Наполеону, в глазах монархической Европы -- исчадию ада.
Императора устранили способом, уже испытанным: гвардейские полки во главе с екатерининскими фаворитами в ночь на 1 марта двинулись к Михайловскому замку... "Теперь все будет как при бабушке" -- с этих слов 200 лет назад начал правление Александр I.
Державное сумасбродство Павла I дало мощный импульс российским реформам. И дело не в том, что оно стало лучшей школой для его венценосных сыновей -- Александра I и Николая I, так и не возродивших ни бабушкины, ни отцовские порядки. Жесткие меры управления подготовили способ решения насущных проблем России -- отмену крепостного права силой закона и, может быть, законодательное же ограничение самодержавной власти. Извлекла урок и гвардия, на Сенатской площади предложившая силовой вариант решения тех же проблем.
Внук Павла I, Александр II завершил Великие реформы. Без всякого насилия пало крепостное рабство, появилось выборное самоуправление в городах и уездах, исчезла цензура, появились единый для всех суд и система всеобщего образования, современная армия.
Но... Цареубийство 1 марта 1881 г. -- в день подписания указа об учреждении первого российского парламента -- перечеркнуло то, к чему Россия двигалась все XIX столетие. Страна миновала историческую развилку. Вместо конституционной монархии в ее политической жизни родился новый фактор -- революционная вседозволенность, снявшая в обществе все моральные ориентиры. Тем самым был перейден тот нравственный рубеж, за которым не существовало ни закона, ни морали. Рубеж, который в начале ХХ в. сделал реальными екатеринбургский подвал, гражданскую бойню и почти 70-летнюю войну большевиков с собственным народом.
Александр АВДЕЕВ