Время новостей
     N°37, 01 марта 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.03.2001
Операция прикрытия
Москва и Сеул тщательно скрывают, о чем же они договорились
Наиболее весомым итогом визита Владимира Путина в Южную Корею стал подписанный в среду меморандум о закупках Сеулом российской «военной и гражданской техники» на общую сумму 700 млн долларов. Успех, конечно, не столько коммерческий, сколько дипломатический: речь идет о поставках в счет погашения государственного долга Москвы (около 1,8 млрд долларов). Тем не менее сумма впечатляющая даже с учетом общего роста российского оборонного экспорта -- это примерно пятая часть всех прошлогодних зарубежных поставок отечественного ВПК. Правда, по словам вице-премьера Ильи Клебанова, подписавшего этот документ с российской стороны, пока что окончательно не определены ни номенклатура будущих поставок, ни форма их оплаты. Все это еще предстоит согласовать в ходе российско-корейских консультаций, которые «состоятся в ближайший месяц-два». Подписанный в Сеуле меморандум носит закрытый характер: стороны договорились не предавать его огласке. Поэтому, несмотря на явное желание во всеуслышание отрапортовать о новой победе вверенной ему российской оборонки, г-н Клебанов был весьма сдержан в комментариях. Он лишь осторожно упомянул о том, что стороны «рамочно» договорились о возможности закупок у России для нужд южнокорейской армии «военно-транспортных и учебно-тренировочных самолетов, воздушных «танкеров»-керосинозаправщиков, вертолетов, судов на воздушной подушке и другой военной техники». Корейская сторона была столь же немногословна в своих высказываниях по поводу договоренностей с Россией. Однако при этом информационные «утечки» корейских военных разительно отличались от российских: в Сеуле предпочитают говорить о возможности закупки российских танков Т-90.

На первый взгляд все это выглядит блефом. Причем сработанным довольно грубо. Правда, у Москвы и Сеула действительно имеется опыт поставок российского оружия в счет госдолга: в 1996--1997 гг. южнокорейская армия получила таким образом 33 танка Т-80У, столько же БМП-3, переносные зенитно-ракетные комплексы «Игла» и противотанковые ракеты «Метис-М» на общую сумму 210 млн долларов. Однако упоминаемые сейчас как одной, так и другой стороной конкретные виды вооружения совершенно очевидно не могут послужить основой для какого бы то ни было «меморандума». Танки Т-90 Корея не станет закупать из-за того, что ее армия уже приняла на вооружение принципиально иной российский танк (упоминавшийся Т-80У), обслуживание еще одного типа бронетехники просто нерентабельно. К тому же это бы привело к нарушению обязательства «не наращивать обычных сухопутных вооружений», которое Сеул публично дал своим северокорейским соседям в январе нынешнего года. Упомянутые г-ном Клебановым «военно-транспортные и учебно-тренировочные самолеты» Россия в принципе не может предложить Корее (по крайней мере в обозримом будущем), их серийного производства у нас попросту нет. С воздушными же «танкерами» (в российских ВВС эту роль играют самолеты Ил-78) ситуация еще более загадочная.

Машин этого типа в последние годы катастрофически не хватает даже в самой российской армии, и Москва никак не может договориться с Узбекистаном об условиях возобновления их выпуска на Ташкентском авиационно-производственном объединении, где их делали в советские времена. Какие уж тут продажи за рубеж! К тому же южнокорейским ВВС Ил-78 абсолютно ни к чему: американские истребители, которые использует Сеул, физически не могут заправляться от наших «танкеров» (принципиально различаются как методики дозаправки, так и применяемая при этом техника).

Тем не менее информированные источники газеты «Время новостей» в российском ВПК указывают на то, что «скорее всего это не блеф, а «операция прикрытия», о проведении которой Сеул договорился с Москвой еще до начала переговоров».

Дело в том, что у военно-технического сотрудничества двух стран имеются весьма влиятельные противники. Сеулу прежде всего приходится заботиться о том, как такого рода контакты будут восприняты в Вашингтоне, который традиционно является основным поставщиком оружия для южнокорейской армии. И в прежние годы излишняя открытость на переговорах с Россией уже выходила корейцам боком: в 1998-м «с подачи» американских спецслужб отношения сторон потряс целый ряд шпионских скандалов, закончившийся многочисленными высылками дипломатов и арестами как в Сеуле, так и в Москве. После чего переговоры об оборонном сотрудничестве пришлось начинать практически с нуля. Москве в свою очередь не хочется окончательно рассориться с Пхеньяном, очень болезненно реагирующим на любые военные поставки своему южному соседу. Серьезность же, с которой стороны отнеслись к обеспечению «операции прикрытия», объясняется, по мнению наших источников, тем, что «нынешние переговоры куда серьезнее того, о чем свидетельствуют информационные «утечки». Похоже, что Россия и Южная Корея вернулись к консультациям о возможности продажи Сеулу российских зенитно-ракетных комплексов семейства С-300 вместе с пакетом технологических документов на их лицензионное производство. Кроме того, скорректированная в январе нынешнего года национальная ракетная программа Сеула (Южная Корея получила право увеличить дальность полета своих тактических ракет до 300 км и довести вес их боеголовок до полутонны) также явно потребует посторонней помощи.

Юрий ГОЛОТЮК