|
|
N°37, 01 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Учиться коммунизму. Рыночному
Владимир Путин заинтересовался вьетнамской моделью
Вчера вечером президент Владимир Путин перелетел из Сеула в Ханой для общения с вьетнамским руководством. Акценты здесь совсем иные -- если в советские времена Москва в упор не замечала «марионеточную» Южную Корею, то Вьетнам был для СССР другом и братом №1. Потом маятник качнулся в другую сторону, и российские политики долго тешили себя иллюзиями о притоке южнокорейских инвестиций, а о Вьетнаме просто позабыли. Сегодня после встречи с президентом Вьетнама Чан Дык Лыонгом Владимир Путин зафиксирует возрождение партнерских связей посткоммунистической России и все еще коммунистического Вьетнама, подписав декларацию о стратегическом партнерстве.
Накануне визита Путин заявил газете «Нян зан», что «идущие сейчас в России процессы, связанные с укреплением государства, во многом напоминают вьетнамскую модель реформ. У вас очень интересный опыт, и мы намерены им пользоваться». Главным успехом вьетнамских реформ стало сохранение стабильности под руководством компартии с одновременным обеспечением устойчивого роста экономики -- Вьетнам открыл простор для частного бизнеса и научился привлекать иностранные инвестиции. «Направление российских реформ было выбрано абсолютно правильно, но, к сожалению, изменение социального строя, структуры общества сопровождалось ослаблением государственных институтов», -- посетовал Путин.
Отрадно, что Вьетнам согласен стать стратегическим партером России. Однако по соседству у Москвы уже есть один очень большой партнер -- Китай, до сих пор не поделивший с Вьетнамом суверенитет над частью островов в Южно-Китайском море. Чрезмерно активные поставки оружия Ханою могут вызвать подозрительность в Пекине, что России совсем не нужно. Впрочем, финансовые возможности Вьетнама ограничены, и годовые расходы на оборону не превышают 3 млрд долл. Предельная емкость рынка -- пара десятков «Сухих», десяток ракетных катеров плюс модернизация ранее проданной военной техники.
Большой удачей для Путина стала бы договоренность о продлении аренды российской военно-морской базы Камрань. Вьетнамская сторона просит за это 100 млн долл. в год в виде военной техники. Это дорого, но посильно для Москвы -- при уплате, к примеру, истребителями Су-27 их надо будет отгружать по четыре штуки ежегодно. Да и выбора нет -- стратегические партнеры из КНР нам никогда ничего подобного не предложат, а без Камрани мечта о будущем возвращении российского флота в мировой океан будет невыполнима.
Александр ТИМОФЕЕВ