Время новостей
     N°37, 01 марта 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.03.2001
Звездный час Астаны
Судьба нефтепровода Баку--Джейхан решается в Казахстане
Сегодня в столицу Казахстана прибывает спецпосланник президента и госсекретаря США по энергоресурсам Каспия Элизабет Джонс. За два дня до нее в Астане уже высадился десант из представителей Турции, Азербайджана и Грузии -- стран, непосредственно заинтересованных в реализации любимой Вашингтоном идеи о транспортировке каспийской нефти на мировые рынки по трубопроводу Баку--Джейхан. Трубу длиной в 1730 км и с пропускной способностью 50 млн тонн нефти планируется проложить по территориям Азербайджана, Грузии и Турции к 2004 году.

Амбициозный проект был запущен в середине 90-х, и с самого начала выглядел как геополитическая задумка, призванная лишить Россию возможности контролировать потоки энергоресурсов Каспия на Запад. В терминологии администрации Клинтона это называлось «поддержкой новых независимых государств Кавказа». Однако скоро выяснилось: надежды на «большую нефть» Азербайджана, которая должна была заполнить трубу до Джейхана, не оправдываются. Нефтяные магнаты мира стали намекать, что «погорячились», качать-то нечего.

Все изменилось, когда Казахстан объявил об открытии новых богатых месторождений, в частности, на принадлежащем ему северном шельфе Каспия, в районе Кашагана. Тогда взоры «отцов» Баку--Джейхан обратились к Астане: если там согласятся повернуть маршруты транспортировки нефти в сторону Баку и дозаполнить трубу до Турции 20 миллионами тонн казахстанской нефти, то «проект века» будет реанимирован.

После прихода в Белый Дом Буша-младшего «работа» с Астаной приобрела невиданный размах. Еще до инаугурации, в декабре прошлого года, г-жа Джонс нанесла визит в Казахстан и заручилась обещанием президента Назарбаева «влиться» в Баку--Джейхан. Правда, с оговоркой -- если будут подтверждены запасы разведанной в Казахстане нефти. Одним из первых посланий нового президента США стало приветствие г-ну Назарбаеву в связи с его «дальновидностью и мудростью», выраженными в стремлении участвовать в транзите казахстанской нефти в Средиземноморье. Уверенность в том, что Казахстан примет правильное решение, выражают президенты Грузии и Азербайджана.

В такой ситуации казахстанский лидер не может не ощущать себя ключевой фигурой очередного раунда «большой каспийской игры». Искусно балансируя между интересами Москвы и Вашингтона, он может получить немалые дивиденды. Назарбаев связан с Россией обязательствами по обеспечению казахстанской нефтью Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) из Тенгиза до Новороссийска, нефтепровода Атырау--Самара. Поэтому до подтверждения дополнительных запасов нефти Кашагана президент Казахстана может долго «держать на крючке» как Вашингтон, так и другие заинтересованные столицы. Вместе с тем уже сейчас появляются скептические оценки экспертов, касающиеся не столько объемов углеводородов на Кашагане (они действительно огромны), сколько их состава: там больше газа, чем нефти. Косвенным свидетельством тому является выход из кашаганского консорциума компаний British Petroleum и Statoil и избрание его основным оператором итальянской компании Agip, ориентированной на газодобычу. BP и Statoil, видимо, выгоднее иметь 51% акций в азербайджанском газовом проекте «Шах-Дениз», нежели в казахстанском Кашагане.

Возможности маневра Астаны ограничены на сегодня и по другой причине. Как заметил в недавнем интервью газете «Время новостей» спецпредставитель президента России по Каспию Виктор Калюжный, Казахстану принадлежит лишь 5 млн из добываемых в стране 36 млн тонн нефти, остальная же часть принадлежит иностранным компаниям, в том числе китайским. Неизвестно, выгодно ли им будет транспортировать нефть через Кавказ, минуя Россию. Тем более что российская квота на транзит нефти из Казахстана, что весьма для него привлекательно, увеличена до 24 млн тонн в год. И даже объявленное недавно желание американской компании Chevron, добывающей нефть на Тенгизе, присоединиться к Баку--Джейхан (президент Грузии уже успел назвать это событие «гарантией победы идеи возрождения Великого шелкового пути») отнюдь не означает, что тяжелую тенгизскую нефть позволят смешать в «кавказско-турецкой» трубе с легкой и качественной нефтью Азербайджана. Станет ли Chevron ради высокой политики тратить деньги на дорогую очистку своей нефти?

Так что не стоит придавать слишком большого значения тем решениям, которые будут приняты сегодня на слете в Астане. Тем более что любая принятая там декларация в поддержку Баку--Джейхан окажется даже отчасти выгодной для России. Ведь пока проект не похоронен, и переговоры продолжаются, Анкара не станет реализовывать угрозу ограничить проход российских танкеров через свои проливы «из экологических соображений».

Ариф УСЕЙНОВ, Баку, Аркадий ДУБНОВ