|
|
N°36, 28 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Закрома Родины
Два миллиарда долларов для будущих поколений
Завтра правительство, с огромным трудом протащившее через Думу поправки в бюджет-2001, рискует еще сильнее ухудшить свои отношения с нижней палатой парламента на почве распределения бюджетных доходов. Согласно Бюджетному кодексу к 1 марта кабинет министров обязан официально уведомить Думу о том, сколько же ему удалось накопить в успешном 2000 году. Рядовых депутатов ждет неприятный сюрприз: в ходе баталий, завершившихся на прошлой неделе принятием поправок в федеральный бюджет сразу в трех чтениях, их лишили возможности разбросать по расходным статьям деньги, скопившиеся на счетах Минфина в федеральном казначействе.
По предварительным данным, на 1 января остатки на счетах казначейства составили 129 млрд рублей. Из них 33 млрд рублей -- дополнительные доходы бюджета, полученные в 2000 году сверх даже тех 306 млрд, расходование которых было утверждено Думой в конце декабря. Зато на прошлой неделе депутаты утвердили поправки в бюджет уже этого года, направив эти средства на замещение выпадающих доходов. Источники в Минфине говорят, что в декабре эти средства специально были «выведены из-под внимания Думы», дабы обеспечить обслуживание внешнего долга в новом году.
Еще порядка 37 млрд рублей составляют так называемые «обремененные» остатки -- деньги, предназначенные бюджетом-2000 для тех или иных расходов бюджетных организаций, по которым Минфин до сих пор не получил обоснований для перечисления получателям. У адресатов этих средств формально есть шанс использовать их в течение первых девяти месяцев 2001 года, но, безусловно, при необходимости Минфин сможет распорядиться ими так, как подскажет государственный интерес.
Оставшиеся 59 млрд рублей, как сообщила на прошлой неделе при обсуждении бюджетных поправок в Думе замминистра финансов Татьяна Голикова, для финансирования дефицита использовать нельзя, так как они «находятся в ценных бумагах». По каким-то причинам депутаты решили не задавать лишних вопросов ни о происхождении этих средств, ни о качестве ценных бумаг, в которые они помещены. Между тем скорее всего эта сумма -- часть бюджетных доходов, которые Минфин накапливал на счетах казначейства в течение всего прошлого года.
Не позволив думцам поделить в прошлом году остатки на счетах в казначействе, правительство не нарушило закона. В соответствии с Бюджетным кодексом до 1 марта оно вправе вообще не называть сумму остатков, накопленных на начало нового бюджетного года. А к их дележу Дума может приступить вообще лишь после того, как правительство внесет в нижнюю палату отчет об исполнении федерального бюджета за первый квартал. В кабинет министров отчет должен поступить не позднее 15 мая, срок же внесения отчета в Думу не оговаривается ни БК, ни другими нормативными актами. В то же время согласно кодексу Минфин не вправе распоряжаться этими деньгами без внесения изменений в закон о бюджете (33 млрд рублей, напомним, учтены в принятых только что поправках как допдоходы этого года). При этом «изменение остатков на счетах по учету средств федерального бюджета» трактуется в кодексе исключительно как источник финансирования бюджетного дефицита. Поэтому в случае непредвиденных напастей Минфину скорее всего не составит особого труда провести через Думу закон об использовании 59 млрд рублей для закрытия кассового разрыва. Если же неприятностей с исполнением бюджета не случится, то, как показывает опыт, Минфину ничто не мешает перенести свой неприкосновенный запас и в следующий бюджетный год. Для этого достаточно не тратить дополнительные доходы на непредусмотренные непроцентные расходы, аккумулируя свободные средства на счетах казначейства.
По мнению аналитиков, опрошенных газетой «Время новостей», нераспределенные остатки на счетах федерального казначейства -- не что иное, как сформированный правительством благодаря хорошей внешнеэкономической конъюнктуре резервный фонд, который предназначен прежде всего для погашения внешнего долга. Разговоры о целесообразности создания фонда для накопления сверхдоходов бюджета ведутся в России как минимум полгода. Летом такую идею высказали эксперты Бюро экономического анализа, а в октябре советник президента Андрей Илларионов предложил назвать такой фонд Фондом будущих поколений.
Вопрос, однако, состоит в том, насколько ликвидны накопленные в казначействе ценные бумаги (судьба рублевых остатков очевидна -- они уйдут на погашение госдолга в этом году). Получить официальную информацию на этот счет не удалось -- курирующая в Минфине бюджетный процесс Татьяна Голикова была недоступна для комментариев, а высокопоставленный сотрудник президентской администрации сказал газете «Время новостей»: «Не заставляйте меня это комментировать... Тридцати трех миллиардов (для бюджета-2001. -- Ред.) вполне достаточно. Всего остального не надо касаться».
Мнения ветеранов Минфина о характере вложений разделились. Зампред правления холдинговой компании «Интеррос» Сергей Алексашенко (первый замминистра в 1993--1995 годы) назвал «нормальной практикой» размещение Минфином свободных средств в надежных валютных инструментах -- например, в облигациях минфина США. «В противном случае свободные деньги лежат мертвым грузом в Центральном банке, который не начисляет на них проценты», -- говорит он.
Вице-президент инвестиционной компании «Тройка-Диалог» Олег Вьюгин (с 1996 по 1999 год заместитель, затем первый замминистра финансов) сомневается в том, что Минфин может инвестировать в иностранные гособлигации на законных основаниях. А зампред думского комитета по бюджету и налогам Михаил Задорнов (министр финансов в 1997--1999 годах) считает, что Минфин не делает этого «в принципе». Справедливости ради нужно сказать, что ввиду многолетнего отсутствия свободных средств в федеральном бюджете проблема их использования является малоизученной.
Один из близких к правительству экспертов предположил в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей», что Минфин откупал на рынке российские долги (при этом покупка предполагала значительный дисконт, а на счетах обязательства учтены по номиналу). Кроме того, в казначействе могут храниться облигации российских предприятий, которые выпускаются в ходе реструктуризации налоговой задолженности.
Михаил Задорнов утверждает, что ему известна структура пресловутых 59 млрд руб., но предпочитает не рассказывать о ней до 1 марта. По его словам, часть этих средств неликвидна. Он объясняет это тем, что доходная составляющая федерального бюджета, вопреки уверениям исполнительной власти, не на 100% исполняется денежными средствами.
Поскольку в 2001 году Россия не получит, как ожидала, 3,675 млрд долл. от МВФ, Всемирного банка и иностранных государств, а также из-за необходимости направить на погашение долгов Парижскому клубу 2,734 млрд долл., не включенных в первоначальный закон о бюджете, кассовый разрыв в исполнении федерального бюджета может составить 183 млрд рублей. В одобренных депутатами поправках он будет покрываться за счет дополнительных доходов бюджета (103,2 млрд руб.), размещения гособлигаций на 30 млрд руб. и использования остатков на сумму 33 млрд рублей. При таком раскладе брешь в бюджете сокращается до 16,3 млрд рублей. Неподеленные пока 59 млрд руб. правительству придется использовать в случае, если Дума так и не согласится на приватизацию крупных предприятий (цена вопроса -- 15 млрд рублей) либо если дополнительные доходы бюджета окажутся ниже запланированных.
Владимир ФЕДОРИН, Андрей ДЕНИСОВ