Время новостей
     N°36, 28 февраля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.02.2001
Факторинг по-русски
Последнее время в России все больше финансовых инструментов перемещается в он-лайн: интернет-технологии широко применяются, например, при управлении счетами, торговле ценными бумагами. В том же направлении двигается и такой экзотичный для России инструмент торгового финансирования, как факторинг (финансирование продаж путем переуступки прав требований по дебиторской задолженности). Вчера инвестиционно-банковская группа НИКойл объявила о запуске интернет-системы «е-Факторинг».

Впрочем, подобное технологическое решение само по себе не слишком необычно. Гораздо важнее факт развития этого бизнеса, который используется в России пока гораздо реже, чем в развитых странах. Там факторинг стал популярным, начиная с 80-х годов, когда конкуренция на товарных рынках привела к повальному распространению схемы продаж с отсрочкой платежа покупателем. Но зачастую продавцу нужны деньги как можно раньше, чтобы поддерживать производство и платить своим поставщикам. Тут на сцену и выходит факторинговая компания -- она фактически покупает у производителя дебиторскую задолженность и берет на себя все хлопоты по получению платежа за отгруженную продукцию. В итоге покупатель получает отсрочку платежа, продавец -- деньги (причем сразу же, а не через месяц-другой), а факторинговая компания -- свои комиссионные за услугу и процент за использование денег.

Оборот крупнейших западных факторинговых компаний достигает миллиардов долларов в месяц. В России он несоизмеримо меньше. Хотя многие российские банки работают с дебиторской задолженностью своих клиентов, и около 40 из них имеют ненулевые цифры на счете факторинговых операций, как отдельный регулярный бизнес факторинг практикуется редко. Сегодня НИКойл говорит об оборотах 5 млн долл. в месяц, а, по словам вице-президента Пробизнесбанка Алексея Панина, факторинговые операции его банка составляют чуть больше 2 млн долл.

В международную факторинговую организацию IFG (International Factor Group) от России пока входит только НИКойл.

Впрочем, объем факторинговых операций демонстрирует довольно приличные темпы роста -- в несколько раз за год. К тому же, по словам Алексея Панина, этот бизнес в несколько раз прибыльнее обычных схем кредитования.

Тем не менее, как считает начальник управления факторинга НИКойла Михаил Трейвиш, факторинг -- сложный и специфичный бизнес. «Это не чисто финансовая деятельность, и поэтому она ближе к торговым операциям. Она требует оперативного управления лимитами отгружаемой продукции на покупателей, что тоже весьма необычно для банкирского менталитета», -- говорит он. Кроме того, большой документооборот должен быть автоматизирован, соответственно, нужно создавать специальное программное обеспечение, системы перерасчета лимитов и т.д.

В ближайшее время возможен дальнейший рост этого бизнеса: так, в Пробизнесбанке планируют к концу года достичь оборота в 10 млн долл. в месяц. Однако спрос на эту услугу ограничен. «Одна из главных причин недостаточной распространенности этой схемы состоит в том, что от клиента требуется полная легализация всего бизнеса, а это приемлемо не для всех», -- считает Алексей Панин.

Николай КУЗНЕЦОВ