|
|
N°36, 28 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рунет против Интернета
Российский «оЗон» соревнуется в самоокупаемости с Amazon.com
Владелец интернет-магазина «оЗон» инвестиционная компания ru-Net Holdings и новый менеджмент магазина хотят сделать его прибыльным уже в текущем году. Эксперты не возражают.
Генеральный директор компании ru-Net Нoldings Джейсон Доунс заявил вчера: «Инвесторы позитивно оценивают развитие проекта, и, согласно нашим планам, магазин должен выйти на уровень рентабельности в ноябре нынешнего года». По его словам, исполнительный директор крупнейшего в мире (и до сих пор убыточного. -- Ред.) интернет-магазина Amazon Джефф Безос также заявил о намерениях вывести свое детище на уровень самоокупаемости в ноябре. «Наши планы совпадают, -- пошутил г-н Доунс. -- Можно говорить о соревновании -- какая из компаний станет первой».
Интернет-магазин «оЗон» был создан в Санкт-Петербурге в 1998 году одним из крупных российских производителей программного обеспечения «Рексофт». Через год ru-Net Holdings приобрела его контрольный пакет за 1,8 млн долл. Головной офис и главный склад переместились в Москву, сменился менеджмент, прошла агрессивная рекламная кампания. Всего по договору инвестор должен внести 5 млн долл.
В «оЗоне» уверяют, что, доведя товарооборот до 1,3 млн долл., за минувший год компания стала лидером интернет-продажи книг, видео, музыкальных дисков и DVD на российском рынке. Инвестиции составили 3 млн долл., а в нынешнем году ru-Net Нoldings планирует вложить еще миллион долларов.
Аналитики подтверждают лидерство «оЗона» на рынке. Некоторые из них считают его выход на рентабельность вполне реальным. Генеральный директор входящей в ARRAVA Holdings компании Aim-Sistems Андрей Табуринский полагает, что «оЗон» может рассчитывать на еще большее расширение клиентской базы за счет русскоязычных западных покупателей. К примеру, его основной конкурент -- «Болеро», сосредоточившийся на российской аудитории, имеет меньший оборот. Бизнес «оЗона» (торговля стандартизированным товаром) может быть окупаемым, говорит г-н Табуринский. Он не склонен считать, что прошлогоднее крушение западного интернет-рынка отвратит инвесторов от российских компаний. Инвестиционные сделки последних месяцев свидетельствуют, по его мнению, о том, что «эйфория сменяется трезвым расчетом».
Более скептичен вице-президент «Росбизнесконсалтинга» по информационным технологиям Алексей Кузовкин. Он полагает, что новые инвестиции ru-Net Нoldings «выглядят странно» на фоне реструктуризации бизнеса и смены менеджмента. «Мы сами открываем интернет-магазины, -- сказал г-н Кузовкин, -- но действуем по другой схеме -- создаем их для уже существующих магазинов, имеющих склады, систему доставки и существенно более низкие издержки». Рост оборотов «оЗона» наш собеседник связывает с включением в них стоимости доставки, однако не отрицает, что это крупнейший и самый перспективный интернет-магазин в России.
Александр ЛЕВИНСКИЙ