|
|
N°103, 15 августа 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Святая простота
Музыкальная классика предстала в формате новой компьютерной игры
В море компьютерных игр, в котором, кстати, дети ориентируются гораздо лучше взрослых, появление новинки под названием Music Puzzle выглядит необычно. Необычно потому, что цель этой игры не набить морду трем сотням виртуальных монстров, а привить детям любовь к классической музыке. Создали эту игрушку московский звукорежиссер и компьютерщик Дмитрий Эльяшев и его друзья.
Идея проста до гениальности. Детям предлагается собрать какую-нибудь известную мелодию из разрозненных музыкальных фрагментов (когда-то так развлекался Моцарт, объясняя ученикам, как нужно сочинять менуэт). Материалом для опытов стали произведения Баха, Дебюсси, Свиридова, прекрасно записанные участниками Антрепризы Московского союза музыкантов. Любой вариант ребенок может прослушать и моментально услышит свою ошибку, ибо в какой-то момент любимая мелодия пойдет вразрез с аккомпанементом. Как исправить эту ошибку, уже зависит от смекалки и сообразительности чада: параллельно с решением этой интересной задачи он постигает первоначальные основы музыкальной формы (ведь мелодия оказывается то короче, то длиннее, чем нужно), развивает гармонический слух (при ошибке все начинает звучать вкривь и вкось) и фактически становится соавтором музыкальной пьесы. Достигнув результата, юный композитор получает бонус -- пьеса проигрывается полностью в сопровождении красочного мультика.
Честно говоря, эта простота при полном отсутствии свойственного многим компьютерным экзерсисам примитивизма обезоруживает -- все сделано с такой искренней любовью к потенциальному пользователю и мировой классике, что по десятибалльной системе хочется поставить «одиннадцать». И все же есть у игрушки один недостаток.
Заключается он в том, что Music Puzzle пока не продается в магазинах и в ближайшие полгода там и не появится. Российский рынок авторы осваивать еще не начали, дистрибьюторы, с которыми был заключен контракт на распространение продукта за рубежом, пока бездействуют. Потенциальные иностранные клиенты водят носом (марка России на европейском рынке компьютерных игр не слишком высока), а Эльяшев не очень расположен продавать свое произведение на Запад задешево, справедливо полагая, что хорошая вещь должна стоить прилично. Гуманные цены стоит приберечь для российских детей.
Игрушка эта -- лишь малый результат работы ее создателей, которые занимаются делом гораздо более серьезным, нежели компьютерные увеселения. Поэтому обеспечить полнокровный промоушн авторам пока недосуг, да он им и не очень-то интересен. Собравшаяся четыре года назад под руководством Эльяшева группа товарищей абстрагируется от суетного мира и работает, что называется, для себя.
Удалившись в собственную студию, это творческое объединение без названия исследует феномен звука и проводит интересные эксперименты. Попадая сюда, понимаешь, что все посетители студии исповедуют религию звука, причем эта религия во многом не совпадает со сложившимися в миру мнениями. В частности, Эльяшев отводит звуку в кино место не меньшее, чем визуальному ряду. В доказательство несколько лет назад он снял неигровой фильм под латинским названием Urbis. Главную роль в картине играет... звук, точнее говоря -- звуки города, живущие отдельной жизнью от существ, их производящих, и потому активно не желающие совпадать с визуальным рядом. Эльяшева особо интересует в музыке феномен фуги: он пробует распутать в ней клубок голосов, записав каждый по отдельности, -- знакомая баховская скрипичная фуга начинает жить иной жизнью, в которой голоса-персонажи расползаются в пространстве и обретают форму театральной мизансцены. В общем, творческие опыты Эльяшева и К° гораздо выше музыкальной игрушки для детей. Хотя за детей все-таки обидно.
Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ