|
|
N°35, 27 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Трагическая несовместимость
Автоматизированный земельный кадастр угрожает благополучию чиновников
Создание в России автоматизированной системы земельного кадастра сильно запаздывает. Изначально намеченный срок -- прошлый год. Однако разработка продолжается и в нынешнем. И достижение конечной цели вызывает сомнения у экспертов системной интеграции, поскольку в России нет законодательства об электронном документообороте. Перевод же бумажных документов в электронную форму угрожает власти чиновника, который может из «человека разрешающего» (или -- не разрешающего) превратиться просто в клерка по обслуживанию системы.
Бумажные носители, несмотря на создаваемую электронную базу данных земельного кадастра, останутся, подтвердили газете «Время новостей» в Росземкадастре. И в этом случае вопрос о том, кому нужна автоматизация, если бумага все равно важнее, остается риторическим.
Как сказал Вадим Перехватов -- менеджер компании IBS, которая на первых порах активно участвовала в проекте, -- «по исторически сложившейся на Руси традиции не чиновники существуют для обслуживания процесса (в частности, сопровождения земельного кадастра. -- Ред.), а наоборот -- любой процесс служит интересам чиновников».
Как ни странно, но сегодня исчерпывающей информации о земельных ресурсах страны нет. Земельные участки есть, но их границы в полном объеме не определены. А нет границы -- нет объекта. Регистрировать то, чего нет, невозможно. Кадастра нет.
Его создание и автоматизация идут одновременно. Завести полноценный кадастр России помогает Всемирный банк. Средства кредитной линии ВБ по этому проекту -- LARIS -- идут на оснащение районных земельных комитетов компьютерами и программным обеспечением (так называемыми программно-техническими комплексами -- ПТК).
По словам руководителя федерального кадастрового центра «Земля» при Росземкадастре Бориса Альтшулера, сегодня ПТК имеют около 60% из 2,5 тыс. райкомземов (928 терорганов). Определены границы примерно 600 тыс. земельных участков из 20 млн (всего в РФ 49 млн земельных участков), а данные перенесены на электронные носители.
По условиям выигранных в 1996 и 1998 годах тендеров лидер российского рынка системной интеграции -- компания IBS разработала две автоматизированные системы: «Регистр» -- для регистрации прав на землю, «Госучет» -- для кадастрового учета земель. Вместе с оборудованием они были поставлены в несколько областей. Однако, говорит г-н Перехватов, «серьезная экспертиза IBS в области системной интеграции в этом проекте пока не востребована». И в рамках проекта ВБ компания занимается только консалтингом и поставками оборудования.
Г-н Перехватов полагает, что «первоначальная идея автоматизированного процесса государственного земельно-кадастрового учета сведена сегодня к автоматизации отдельных рабочих мест в районных и городских комземах».
Другими словами, даже если «набить на клавиатуре» все сведения из архивов, вряд ли можно будет говорить о создании автоматизированного кадастра. Дело в том, что государственный учет и регистрация недвижимости все равно ведутся по старинке -- на бумаге. И по мнению экспертов IBS, ждать кардинальных перемен в обозримом будущем не приходится. Ведь «автоматизированное ведение базы данных земельного кадастра подразумевает законодательное закрепление официального статуса государственных электронных баз данных и электронного документооборота, а наши судьи, регистраторы и другие казенные люди доверяют только бумаге».
Проект LARIS - Russia Land Reform Implementation Support («Содействие земельной реформе в России») -- был объявлен в 1994 году Всемирным банком в рамках Программы содействия развитию России. Общая стоимость проекта -- 115 млн долл. Заем ВБ составляет 80 млн долл., финансирование с российской стороны, как из федерального бюджета, так и из бюджетов участвующих в проекте областей, -- 35 млн долл. На начало 2001 года освоено 28,8 млн долл. средств ВБ и 6,6 млн долл. российских. В 2001 году федеральный бюджет гарантировал финансирование LARIS на сумму 16,2 млн долл.
Владислав ДОЛГОВ