|
|
N°35, 27 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Долговая петля Нестерова
После Австрии истребители предложены Южной Корее
Вчера около десяти вечера по местному времени президент Владимир Путин прибыл с официальным визитом в Республику Корея. Первоначально планировалось, что российский лидер прилетит в Сеул сегодня утром, однако в пятницу Москва попросила продлить срок визита до трех дней. По крайней мере у Путина появилась возможность отоспаться в гостинице перед напряженными переговорами.
Президент Ким Дэ Чжун собирается убеждать Москву в том, чтобы она сыграла «конструктивную роль» в межкорейском сближении. График международных встреч ближайших месяцев повышает значимость российского президента в качестве посредника -- перед тем как направиться в мае-июне в Сеул, северокорейский лидер Ким Чен Ир посетит в апреле Москву. Примечательно, что в ходе нынешнего визита Путин отказался от экскурсии на завод Samsung Electronics ради встречи с южнокорейской политической оппозицией -- она относится к сближению с КНДР намного критичнее, чем романтический сторонник «солнечного тепла» Ким Дэ Чжун.
В области двусторонних отношений доминирует проблема советского долга в 1,8 млрд долларов. Предлагаются две основные схемы возврата долгов -- российскими инвестициями в обветшавшую промышленность КНДР или поставками оружия для Сеула. Хотя южнокорейские генералы не устают повторять, что любят американскую технику и не хотят привыкать к новым стандартам, 700-миллионная сделка «оружие за долги» обсуждается всерьез.
К примеру, все 35 гражданских вертолетов Ка-32, эксплуатируемых в Южной Корее, поставлялись в счет долга. В ближайшее время ожидается подписание контракта еще на десяток этих машин. Москва предлагает Сеулу комплексы ПВО С-300 и истребители Су-35 и МиГ-29 на условиях половинной оплаты валютой с зачетом остатка в счет долга. Однако самые лакомые куски распределяются на тендерах, где идет очень напряженная схватка.
На вертолетном тендере РК собирается закупить 40 штурмовых вертолетов, потратив на это 1,8 млрд долларов. Главными конкурентами российского Ка-52К являются машины американских фирм Boeing и Bell Helicopter. По техническим требованиям российский вертолет конкурентоспособен, а с учетом зачетных долговых схем он становится для Сеула очень выгодной покупкой, однако в дело может вмешаться политика. По крайней мере американские лоббисты не дремлют.
Это проявилось в недавнем скандале вокруг тендера по программе FX, предусматривающей оснащение ВВС Республики Корея 40 многоцелевыми истребителями нового поколения, где главными соперниками стали Boeing F-15K, российский Су-35, французский Rafale и Eurofighter. Как сообщили южнокорейские СМИ, госсекретарь США Колин Пауэлл и сенатор Кристофер Бонд оказывали прямое давление на Сеул с целью заставить его остановить выбор на F-15K. Минобороны ведет расследование «неподобающей» встречи чинов из генштаба с президентом Boeing Military Aircraft and Missile Systems Джеральдом Дэниелсом.
США неспроста проявляют столь заметную нервозность по поводу успеха своей боевой техники на корейском рынке -- очевидно, что конкуренция стала реальной. Но «Сухому» радоваться рано -- главным претендентом на победу считается Rafale. Говорят, что успех детищу французских авиастроителей обеспечил президент Ширак, обещавший вернуть корейцам их древние рукописи. Может быть, Путину тоже стоит попросить директора Эрмитажа покопаться в запасниках?
Александр ТИМОФЕЕВ