|
|
N°35, 27 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Святее папы
Польша переусердствовала с поддержкой американцев
Международное обострение вокруг Ирака, связанное с новыми бомбардировками иракских объектов самолетами США и Великобритании, имело неожиданное продолжение в Восточной Европе. Высказывания высокопоставленного польского чиновника обострили отношения Варшавы с Парижем и едва не привели к разрыву дипломатических связей с Багдадом.
Комментируя бомбардировку Ирака, главный советник по международным вопросам польского премьера Марек Новаковский заметил, что «нет поводов, чтобы мы не отнеслись к этой акции с пониманием». Назвав налеты «решительным жестом новой администрации США», он добавил: «Мы поддерживаем этот жест, так как являемся союзниками Америки».
Юбер Ведрин, министр иностранных дел Франции, которая осудила американо-британские налеты, в интервью телевизионной информационной сети LCI сказал, что только две страны -- Польша и Канада -- поддерживают бомбардировки Ирака. В Варшаве отреагировали крайне нервно: пресс-секретарь польского премьера объявил, что «польскую внешнюю политику формирует польский министр иностранных дел, а не французский». А руководитель польской дипломатии Владислав Бартошевский, пытаясь смягчить трения, сказал, что «произошли переиначивания в результате своевольного и вредного для государства высказывания одного из бывших близких политических сотрудников господина премьера, которое является частным мнением аналитика, а не мнением правительства».
Мнение польского «аналитика» услышали и в Ираке. Багдад заявил о «разрыве торговых контактов с Канадой и Польшей». Появились слухи о приостановлении дипломатических отношений. В Варшаве бросились подсчитывать иракские долги. За кредиты и услуги набежало более 700 млн долларов. Их Багдад не оспаривает, но разговаривать об оплате не хочет. Вдобавок, согласно последним сообщениям, Ирак решил заблокировать импорт лекарств и медицинского оборудования из Польши.
Польский МИД решительно высказался за продолжение отношений с Ираком и прилагает усилия для смягчения конфликта с Парижем. Бартошевский заявил: «Франция -- наш друг со времен Наполеона, и ничего в этом вопросе не изменилось».
Заварившему всю кашу Новаковскому ничего не оставалось делать, как подать в отставку, которую премьер принял незамедлительно. Еще раньше 42-летний Новаковский был кандидатом на должность посла в Литве, но его назначение встретило возражение президента Александра Квасьневского. Как оказалось, небезосновательное.
Денис ЗАЙЦЕВ, Варшава