|
|
N°35, 27 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Батальоны просят уйти
Сегодня в Чечню отправляется комиссар Совета Европы по правам человека. Г-н Хиль-Роблес уже ездил в Чечню -- ровно год назад. Тогда там еще шла настоящая война. Все прошедшее время российские власти только и делали, что говорили о нормализации и урегулировании ситуации в республике. Но так получилось, что с нынешним визитом совпали два скандала. В Грозном в минувшую субботу нашли новую братскую могилу убитых чеченцев. В то же время дислоцированные в Веденском районе военные части были обвинены в торговле заложниками из числа задержанных мирных жителей.
О двух свежих эпизодах «мирного урегулирования» заговорили одновременно. При этом, строго говоря, ничего сенсационного сообщено не было. Найденное в субботу в одном из пригородов Грозного массовое захоронение -- полтора десятка мирных людей, погибших в разное время, -- не первая и не последняя братская могила в чеченской земле. Вскрытый в прошлом году могильник у селения Танги-чу под Урус-Мартаном, откуда извлекли полторы сотни убитых чеченцев со связанными руками, захороненных в несколько слоев, произвел более страшное впечатление. Эксгумации могил -- явление не редкое, особенно в Грозном, где к расчистке развалин никто толком еще не приступал. Даже приблизительно неизвестно, сколько мирных жителей погибли в подвалах после бомбежек прошлой зимы и потом, во время зачисток, когда в город входили войска. Тогда местным жителям приходилось хоронить убитых родственников и соседей прямо во дворах -- очевидно, что страшные находки будут продолжаться еще долго.
О незаконном задержании военными мирных жителей с целью выкупа тоже известно не первый день. Правозащитники периодически доводили такие факты до сведения официальных структур, в том числе и до офиса государственного уполномоченного по правам человека в Чечне Владимира Каламанова. Адресованные ему последние свидетельства очевидцев из сел Хатуни и Тевзени Веденского района, собранные представителями чеченского отделения правозащитного центра «Мемориал», были переданы и газете «Время новостей». Опрошенные чеченцы рассказывают, что военные периодически хватают мирных жителей и отвозят в расположение своих частей, где содержат их в земляных ямах и время от времени допрашивают -- часто с избиениями и применением пытки электрическим током. Главной целью военных, по словам самих потерпевших, при этом является получение выкупа. Причем порой речь идет о таких суммах, что расплатиться просто нет возможности. Тогда родственники обращаются к командованию или представителям ФСБ, и иногда людей удается вызволить. При этом, отмечают правозащитники, задержания практически никогда не документируются, допросы не протоколируются и никакого правового статуса и «военно-полевых» тюрем, разумеется, нет.
С одной стороны, можно предположить, что за год регулярных «бомбардировок» официальных структур воззваниями и жалобами правозащитники наконец смогли убедить власти: «урегулирование» такими методами приводит только к продолжению конфликта и пополнению стана противников федеральных войск. Однако нельзя не заметить и ряд телодвижений со стороны Кремля, предшествовавших публикации скандальных фактов. Обвинения в адрес военных обнародуются спустя месяц после объявления о создании нового, сугубо мирного республиканского правительства, не связанного напрямую с силами, проводившими «контртеррористическую операцию». Спустя месяц же после президентского решения о поэтапном выводе «избыточных» войск и передаче руководства силовыми операциями в Чечне в ведение ФСБ. Спустя несколько недель после решения о выделении на восстановление республики 14,5 млрд рублей. Через год после президентских выборов, победитель которых, в бытность кандидатом, обещал разрезать «чеченский узел» в кратчайшие сроки.
Получается, что сегодня власти удобнее признать, что армия в условиях мирного строительства на фактически завоеванной территории становится дестабилизирующим фактором.
Впрочем, нельзя исключать и простого календарного совпадения. После Танги-чу, например, тоже поднялся шум. Ничего не изменилось. Возможно, так будет и теперь. Во всяком случае вчера на первом заседании чеченского кабинета обсуждалась только предстоящая посевная.
Не вызывает сомнений одно: европейские наблюдатели снова обратили на ситуацию в Чечне свое пристальное критическое внимание. В преддверии поездки на Кавказ г-н Хиль-Роблес призвал российские власти провести подробную проверку сообщений о лагере в Хатуни. "Я попросил, чтобы было произведено абсолютно полное расследование всех фактов", -- заявил он вчера радиостанции "Эхо Москвы". Комиссар сообщил, что уже имел «длинные важные разговоры» с представителями российского правительства, генеральной и военной прокуратуры. "В данный момент ведется очень серьезное расследование», -- считает комиссар.
Возможно, ему удастся нанести визит в ту часть в Веденском районе, о которой идет речь. "Если нам хватит времени, можете быть уверены, что я поеду и посмотрю, что там происходит", -- сказал г-н Хиль-Роблес. Сможет ли он в самом деле увидеть то, что захочет, станет известно, видимо, уже сегодня к вечеру.
Прокуратура Чечни возбудила уголовное дело по статье 105 УК России (убийство) по факту обнаружения 23 февраля массового захоронения людей в дачном поселке в пригороде города Грозного. По словам прокурора Чеченской республики Всеволода Чернова, оперативники обнаружили на окраине поселка 14 тел. При осмотре у всех были зафиксированы огнестрельные ранения. Следователи не исключают, что обнаруженные останки принадлежат жителям Чечни, которые могли быть расстреляны как боевиками, так и российскими солдатами. В прокуратуре считают, что следователям придется провести десятки экспертиз, чтобы установить личности всех погибших.
Иван СУХОВ