|
|
N°35, 27 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Азиатский хлопок становится роскошью
Налоговый кодекс прижмет текстильную промышленность к порогу рентабельности
С введением в действие второй части Налогового кодекса РФ всем импортерам придется прямо на границе выплачивать 20% НДС на свой товар. Вряд ли они восприняли эту новость с радостью, но меньше всего радовались те, кто работает в текстильной промышленности. Основное сырье этой растущей, но далекой от процветания отрасли -- хлопок, закупаемый в азиатских странах СНГ. Если раньше импортер хлопка платил НДС в России, в момент реализации сырья или произведенного из него товара, то теперь ему придется платить налог на таможне. К тому же сумма, с которой должен будет расстаться импортер, вырастет.
Раньше действовали две схемы уплаты налога, теперь будет только одна. До появления второй части НК поставки из дальнего зарубежья облагались НДС полностью -- он начислялся на всю стоимость товара. Но оттуда в Россию поступало не более 10% всего ввозимого хлопка. Сырье из ближнего зарубежья обкладывалось НДС по другой схеме. Налог платили только с разницы между ценой хлопка, поступающего в страну, и ценой хлопка или готовой продукции, реализуемой в России. Например, трейдер перевозит через границу хлопок по 1 тыс. долл./т, а продает его внутри страны по 1100 долл./т. Значит, он платил НДС с сотни долларов, причем только в момент реализации. Согласно новой схеме НДС и с «дальнего», и с «ближнего» сырья надо платить со всей цены, и заранее.
Правда, схема эта пока не действует, поскольку для стран СНГ введение НДС, выплачиваемого на границе, отложено до 1 июля 2001 года. Импортеры работают по-старому, с беспокойством ожидая этой даты.
Их беспокойство подогрето еще и тем, что 1 января начали действовать новые ввозные пошлины на готовую текстильную продукцию (они введены постановлением ГТК №886), которые примерно вдвое меньше прошлогодних. Эта «вилка» -- снижение ввозной ставки на готовую импортную продукцию и 20-процентное увеличение ставки на сырье -- составляет предмет серьезной озабоченности текстильной промышленности. «Предприятия подошли к пределу рентабельности, -- говорит Андрей Филатов, ответственный секретарь некоммерческого партнерства «Русское хлопковое сообщество». -- Хотя после дефолта 1998 года хлопчатобумажная промышленность показала некоторый рост, не надо забывать, что с 1992-го эта отрасль потеряла 80% своего производства. За два года подъема текстильные предприятия накопили некоторое количество оборотных средств, и теперь они могут не только обрабатывать сырье на давальческой основе, но и приобретать его на свои деньги. Что будет, если сейчас мы изымем из оборотных средств предприятий эти 20%?»
Потребители пока не замечают ни снижения пошлин, ни роста налога. «Подъема цен на отечественную хлопчатобумажную продукцию не произойдет до тех пор, пока будет действовать старый порядок поставки из СНГ», -- говорит г-н Филатов.
Каков будет этот подъем, можно подсчитать. Стоимость сырья составляет 20--25% в себестоимости изделия. С уплатой НДС эта составляющая увеличится на 20%. Значит, футболка для маленького ребенка, за которую в рознице потребитель платит сейчас примерно 40 руб., будет стоить 42 руб. Другое дело, что желающих выпускать эти футболки может поубавиться.
«Мы можем потерять до 40% производства текстильной продукции, -- говорит г-н Филатов. -- Это означает, что будет сокращено около 100 тыс. рабочих мест. Надо помнить, что многие предприятия градообразующие. Официальная позиция «Русского хлопкового сообщества» такова: НДС -- достаточно цивилизованная форма взимания косвенных налогов. Но мы хотим, чтобы 20-процентный НДС был введен не единовременно, а постепенно. Мы также хотим, чтобы введение таможенных пошлин на готовую импортную продукцию производилось с учетом того, какая продукция традиционно выпускается нашими текстильными предприятиями, и чтобы не происходило пересечения этих позиций».
Анастасия НАРЫШКИНА