Владелец Таганрогского автомобильного завода (ТагАЗ) ФПГ «Донинвест» ведет переговоры с южнокорейской корпорацией Hyundai о сборке ее автомобилей на мощностях ТагАЗа. Hyundai -- уже третий автомобильный гигант, которого пытается сосватать «Донинвест» в Таганрог. Но пока ему так и не удалось запустить в серию ни одну иномарку.
В новеньких цехах ТагАЗа после многомесячного перерыва снова можно встретить корейских специалистов. Правда, это уже представители не корпорации Daewoo, под сборку автомобилей которой собственно и строился автозавод, а другого южнокорейского гиганта --
Hyundai.
Сегодня Таганрогский автомобильный фактически простаивает. Рассчитанный на выпуск 120 тыс. автомобилей в год, в 2000-м ТагАЗ собрал всего несколько сотен иномарок, рентабельным же предприятие становится лишь в том случае, если производит не менее 10 тыс. машин в год.
Столько ТагАЗ собрал лишь однажды -- в 1999 году, когда еще сотрудничал с Daewoo. Но в мае 1999-го корпорация прекратила поставлять комплектующие в Таганрог. По одной из версий, произошло это из-за неурегулированных долгов между корейцами и «Донинвестом» на общую сумму 100 млн долларов. Правда, на Таганрогском заводе разрыв с Daewoo предпочитают объяснять банкротством южнокорейской корпорации.
После Daewoo ТагАЗ начал малосерийный выпуск французских «ситроенов», при этом на заводе не исключали, что стратегическим партнером их предприятия может стать какой-нибудь другой зарубежный автогигант, чьи иномарки, как и Daewoo, были бы в ценовой группе недорогих машин. Вполне возможно, таким партнером как раз и станет южнокорейская Hyundai.
Впрочем, для этого мало только обоюдного желания корейцев и «Донинвеста» сотрудничать. Чтобы проект развивался, ему нужны таможенные льготы. По словам вице-губернатора Ростовской области Федора Швалева, главная причина того, что ТагАЗ сегодня выпускает мало автомобилей, -- это отсутствие квот на льготный ввоз комплектующих из-за рубежа. Квоты ТагАЗу не выделяет федеральное правительство. Москва, в частности, требует полного погашения долгов перед федеральным бюджетом за ростовский завод «Красный Аксай», который входит в ФПГ «Донинвест» и с которого, собственно, начинался донинвестовский автомобильный проект -- именно на «Красном Аксае» были собраны первые несколько тысяч автомобилей Daewoo. По словам Федора Швалева, сумма основного долга «Красного Аксая» перед федеральным бюджетом составляет 280 млн руб. плюс штрафы и пени. «Донинвест» сейчас представил в правительство график погашения этой задолженности, и есть надежда, что ТагАЗу все-таки удастся получить квоты на 2001 год. По крайней мере об этом перед федеральным центром ходатайствуют уже не только губернские, но и окружные власти во главе с полпредом Виктором Казанцевым. Если ТагАЗу квоты дадут, то в нынешнем году он может собрать до 30 тыс. Hyundai. А с учетом таможенных льгот таганрогские автомобили будут как минимум на 10--15% дешевле тех Hyundai, которые сейчас продаются в России.
Несчастливый проект
Самое современное в России автомобильное производство было запущено в Таганроге спустя две недели после августовского кризиса 1998 года. Таганрогские иномарки, которые должны были стоить столько же, сколько вазовские «десятки», после девальвации рубля стали чересчур дорогими для российского потребителя.
Инвестированные ФПГ «Донинвест» в ТагАЗ 311 млн долл. оказались замороженными. Более того, ежегодное содержание простаивающего завода обходится группе, по некоторым данным, в 5 млн долларов. Именно после неудачи в Таганроге «Донинвест» стала распродавать свои самые ликвидные активы: Сулинский металлургический комбинат был продан столичной группе МАИР, Белокалитвинское металлургическое объединение -- «Русскому алюминию». Простаивающий Таганрогский завод ударил и по авторитету донских властей, которые активно помогали «Донинвесту» строить его. В частности, ТагАЗу были даны масштабные налоговые льготы. Кроме того, администрация Ростовской области разместила свои облигации, средства от продажи которых в основном были выданы в виде кредита «Донинвесту» как раз на строительство автозавода. Так что возобновление производства автомобилей на ТагАЗе -- проблема не только экономическая, но и политическая.