|
|
N°34, 26 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мы знаем электричество в лицо
В клубе «16 тонн» прошел фестиваль современной музыки, а Мэнсон на него опоздал
Первый фестиваль под названием «Расскажи Чайковскому новости», организованный звукозаписывающим лейблом «Экзотика», прошел еще в декабре 1999 года. Несмотря на название, почерпнутое из классического рок-н-ролла Чака Берри (того самого, в котором строчкой раньше предлагали подвинуться Бетховену), фестиваль был ориентирован на современную электронную музыку, которая, как выяснилось, в изрядных количествах производится по всей стране -- от привычных меломанскому уху Москвы и Питера до Ижевска, Архангельска, Челябинска и Кемерова. Тогда же вышел и одноименный с фестивалем диск, которому было суждено стать первым в целой серии компиляций из творений неизвестных электронных героев. На сей раз презентовали вторую по счету сводку новостей для Петра Ильича, сопроводив раздачу альбома однодневным смотром достижений сэмплерно-аналогового хозяйства.
Фестиваль такого рода -- мероприятие заведомо любопытное. Личности, интересующиеся музыкой, которую пропагандирует «Экзотика», в большинстве своем -- интроверты. Наиболее уверенно чувствующие себя в виртуальных пространствах, не особо общительные, себе на уме. Под стать своей любимой музыке. И человеку постороннему побывать на среднестатистическом концерте подобного рода -- особое удовольствие, сравнимое разве только с просмотром ранних зомби-хорроров Джорджа Ромеро. Неброско, но аккуратно одетые люди располагаются на сцене перед стойками, уставленными всевозможными хитрыми приборами, переключают тумблеры, крутят ручки, распутывают гордиевы узлы разноцветных проводков. А зрители стоят, подергивая головами, на одном месте, и взгляды их устремлены в прекрасное неевклидово далеко -- туда, где пересекаются параллельные прямые. На «Чайковском» было оживленнее (фестиваль все-таки, все свои, многие давно не виделись), но все равно -- не рэйв. Если и дискотека -- то не для всего тела, а для отдельных участков мозга. Танцы для мозжечка.
В «Тоннах» выступало пять коллективов из Москвы и Ижевска (который еще с середины девяностых является одним из центров отечественной экспериментальной музыки, этакой родиной электричества), плюс челябинско-московские «Братья по разуму». Но поскольку современная электронная сцена являет собой своеобразный конструктор, где вместо деталей -- музыканты, одних и тех же людей в разных комбинациях можно было увидеть на сцене несколько раз за вечер. Скажем, замечательную певицу Анжелу Манукян можно было увидеть не только в составе ее постоянного проекта «Волга» (где дарк-эмбиентные и трип-хоповые ритмы сочетаются с русским обрядовым фольклором), но и как соратницу музыканта-психоаналитика Ричарда Норвилы (он же -- DJ E Shak, он же в прошлом -- основатель легендарного коллектива Sa-Zna). Очень любопытным оказался ижевский проект Soda. В американском боевике «Соло» был такой эпизод: боевой биоробот, уже обладающий разумом, но не имеющий пока человеческого лица, выбирает себе внешность по телевизору: «Хочу быть как Майк Джордан» -- и силами своих изобретателей превращается в бритоголового афроамериканца. Если бы он увидел в ящике не знаменитого баскетболиста, а Илью Лагутенко -- у ученых как раз и получился бы лидер Sodы Виталий Жуйков, выкрикивающий свои песни о несчастной любви и дешевых девушках в сопровождении жесткого бита и затейливых сэмплов. Коротенько, но невероятно сильно выступили F.R.U.I.T.S. -- старожилы и любимцы московской электронной формации, невозмутимые экспериментаторы и на редкость симпатичные и обаятельные люди (чтобы в этом убедиться, достаточно один раз услышать, как «фрут» Алексей Борисов произносит в начале выступления свое неизменное «Добрый вечер, дорогие друзья»). Музыка их -- тяжелая, мрачная и страшноватая -- была и на сей раз выше всяких похвал, жалко только, что быстро закончилась. Кроме того, выступления коллективов сопровождались новой видеопрограммой Романа Аникушина, в которой древние рунические знаки водили хороводы на фоне хроники арабской интифады, плавно перетекающей в коллаж из психоделических образов Кена Рассела.
В общем, как ни крути, а второй фестиваль «Расскажите Чайковскому новости» оказался мероприятием на редкость познавательным и эффектным. Ближе к ночи в клубе появился не кто иной, как Мэрилин Мэнсон со свитой -- но, по большому счету, забугорную звезду было искренне жаль. Потому что все самое интересное к своему приходу он уже пропустил. И был вынужден довольствоваться посиделками в буфете. Будем надеяться, что хотя бы пластинка ему досталась.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ