|
|
N°34, 26 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Юпитера от Аполлона теперь не можем отличить
Заканчивается реставрация скульптур на крыше Зимнего дворца
При строительстве Зимнего по рисункам Растрелли было изготовлено множество статуй (фигур, полуфигур, ваз). Или, как называли их современники, "болванов". Мастера высекли скульптуры из пудостского камня, покрасили известью и установили на крыше. Так что почти каждый белоснежный "болван" зрительно продолжал белоснежную же колонну фасада. В документах упоминаются имена античных богов: Дианы, Юпитера, Аполлона. Однако современные исследователи не могут с уверенностью назвать ту или иную фигуру конкретным именем. Тем более что первые статуи до наших дней не дожили.
Со временем камень начал крошиться -- петербургский климат не пошел ему на пользу, а пожар 1837 года и вовсе лишил прочности. Куски статуй стали падать вниз. И было решено заменить каменных "болванов" на медных, выколотных. Мастера изготовили 24 модели, почти повторяющие старые. Но только почти. Вкусы изменились, и теперь статуи стали заметно стройнее, пропорциональнее. Кроме того, медь имеет красноватый оттенок, со временем темнеет, а потом и вовсе покрывается зеленым налетом. Вероятно, для того чтобы избежать многоцветья, скульптуры покрасили -- сначала в песочный, а затем в черный цвет. Черными они и оставались до тех пор, пока в 1976 году за них не взялись реставраторы Эрмитажа.
Ежегодно в порядок приводилось около десяти фигур (в последние годы это число в связи с финансовыми сложностями уменьшилось до четырех-пяти). Мастера снимают черную краску, распаивают люк, сквозь который добираются до каркаса. Каркас укрепляют и покрывают защитным составом. Затем проверяют все швы, запаивают дыры (например, те, что оставлены в войну снарядными осколками), воссоздают утраченные детали (такие, как зубы льва, лежащего у ног воительницы в шлеме). Сейчас реставраторы подошли уже к северо-западному углу, а это значит, что реставрационный цикл скоро закончится, и все 176 скульптур будут починены. Начнется новый круг -- чтобы состояние статуй не ухудшилось, за ними надо все время присматривать. И еще настанет пора решить, какого цвета они будут. Научный сотрудник Эрмитажа Майя Лебель уверена, что белый цвет был бы самым правильным. Она готова отстаивать свое мнение перед специалистами петербургского Комитета по охране памятников и прочим начальством. Ведь скульптура -- это цветение архитектуры. И соцветия должны быть достойны своих корней, стеблей, а также всего прочего.
Екатерина ГИНДИНА, Санкт-Петербург