|
|
N°34, 26 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Короткие встречи
Игорь Иванов и Колин Пауэлл признали первую беседу полезной
Рандеву Иванова и Пауэлла, произошедшего в минувшую субботу в Каире, ждали с трепетом. Чуть более чем за месяц после прихода к власти в США республиканца Буша отношения между странами накалились до предела: к уже существовавшим проблемам (Чечня, свобода слова в России, договор по ПРО и пр.) добавились арест Павла Бородина и задержание агента ФБР Роберта Хансена, 15 лет шпионившего на Москву. Тем временем публичная полемика между администрациями двух стран становилась все более острой: глава Пентагона Дональд Рамсфельд причислил Россию к главным виновникам распространения технологий производства оружия массового уничтожения в мире, советник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс назвала Москву угрозой этой самой безопасности, а глава ЦРУ Джордж Тенет прочитал перед конгрессом доклад, где с тревогой говорил о процессе централизации власти в России. Встреча Иванова и Пауэлла -- первый личный контакт столь высоких чиновников двух стран с момента прихода к власти в США Джорджа Буша -- должна была ответить на вопрос, насколько далеко зашло это противостояние.
Сенсаций не случилось: по окончании полуторачасовой беседы с глазу на глаз российский министр и американский госсекретарь вежливо улыбались, похлопывали друг друга по плечу и в одинаково красивых выражениях рассказывали, насколько полезным оказался их разговор. Несмотря на то что практически ни по одному из вопросов сторонам не удалось найти компромисса.
Министры договорились продолжить консультации на уровне экспертов по договору по ПРО (самой горячей проблемы двусторонних отношении последних лет), однако никаких дат назначено не было. Что касается альтернативной идеи противоракетного щита, с которой выступает Россия, то, как сказал Колин Пауэлл американским журналистам, "пока там нечего обсуждать". (Кстати, сам Джордж Буш российские предложения истолковал по-своему: Москва, мол, тем самым признала наличие угроз со стороны некоторых государств, а значит, согласится в конце концов и с американским планом.) Американский госсекретарь высказал Иванову свою неудовлетворенность положением дел в Чечне и нападками на свободу слова в России, российский министр в ответ выразил надежду, что Павла Бородина "из соображений гуманности" освободят под залог до решения суда. Разошлись оценки глав внешнеполитических ведомств и по некоторым международным проблемам -- например, по поводу снятия санкций с Ирака.
Впрочем, обширный список противоречий вряд ли стоит воспринимать всерьез. Как в очередной раз подтвердила первая встреча высокопоставленных дипломатов, агрессивная заочная полемика Москвы и Вашингтона моментально затихает, как только стороны встречаются с глазу на глаз. Объясняется это, возможно, тем, что Россия и США все еще не установили новые правила игры, в рамках которых будут развиваться отношения между администрациями Путина и Буша. Сделать это смогут только сами президенты во время личной встречи. Осталось только понять, когда она состоится. Иванов и Пауэлл не согласовали сроки рандеву своих шефов, однако, как заявил российский министр, встреча может произойти еще до июльского саммита «большой восьмерки» в Генуе.
Евгений АНТОНОВ