|
|
N°34, 26 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Всем телемиром
Каналы хотят заказывать телевизионные рейтинги сообща
В ближайшее время на медиарынке появится новая общественная организация, главная задача которой -- формирование независимой системы измерений телевизионной аудитории. Соглашение о намерении создать Медиакомитет -- так будет называться эта некоммерческая структура -- уже подписали основные вещатели: ОРТ, РТР, ТВЦ, НТВ, Культура, ТВ-6, а также Независимая ассоциация телерадиовещателей, Российская ассоциация рекламных агентств, Ассоциация рекламодателей и Минпечати.
Сегодня будущие члены Медиакомитета должны утвердить учредительные документы и устав, уже подписанный всеми, кроме НТВ и Ассоциации рекламодателей. Представляющий интересы НТВ замгендиректора телекомпании Сергей Скворцов сказал газете «Время новостей», что пока не готов говорить о своих замечаниях в устав Медиакомитета: «Мы озвучим их в понедельник на общей встрече». А гендиректор Ассоциации рекламодателей Вадим Желнин объяснил: «В силу своего статуса мы не могли сразу принимать такие серьезные решения, не обсудив детали со всеми членами ассоциации».
Вне зависимости от того, чем закончится сегодняшняя встреча, все ее участники поддерживают идею создания Медиакомитета. Проблему несовершенства системы телеизмерений в стране на январской встрече президента с руководителями СМИ обозначил гендиректор ТВ-6 Александр Пономарев. «Несовершенна методика исследований, да и само телевизионное пространство России имеет слишком сложную конфигурацию для того, чтобы посчитать настоящий рейтинг, -- считает он. -- А на основе этих приблизительных данных распределяются совершенно конкретные деньги. Крупнейшие медиаселлеры воспринимают рейтинги как главный критерий при распределении бюджетов».
Сейчас объем рынка телерекламы составляет около 300 млн долл. в год (для сравнения: в Польше это около 900 млн долл.), и вполне понятно, насколько остра борьба между каналами за каждую строчку в рейтингах.
Фактическим монополистом в области телеизмерений является компания Gallup Media. И рекламисты, и телевизионщики оплачивают исследования Gallup (сколько телеканалы платят Gallup Media -- коммерческая тайна, но речь идет о десятках тысяч долларов ежемесячно). За последние годы у руководителей телеканалов накопились претензии к компании. «Мы не воюем с Gallup Media, -- заявил газете «Время новостей» гендиректор ОРТ Константин Эрнст. -- Просто нужен принципиально новый подход к исследованиям, который бы устраивал всех участников рынка. Та система измерений рейтинга, которая существует, вызывает у всех постоянное недоверие».
При организации Медиакомитета, сказал газете «Время новостей» первый замминистра печати Михаил Сеславинский, государство взяло на себя «лишь посредническую роль». Кроме правления, которое учредители должны утвердить в ближайший месяц, будет создан экспертный совет, куда войдут медиаэксперты, представители вещателей, рекламщиков, Минпечати и Антимонопольного комитета. По словам г-на Сеславинского, уже в апреле учредители Медиакомитета должны объявить тендер на проведение аудита исследований Gallup Media (по оценке Сергея Васильева, гендиректора «Видео Интернешнл MS», на это потребуется около 70 тыс. долл.). Кто будет оплачивать проведение тендера -- предмет для обсуждения: этим может заняться и сам Медиакомитет, и государство.
Следующий этап, по словам Александра Пономарева, -- «тендер среди тех, кто может предложить свои услуги по организации телеизмерений» на 2002 и последующие годы.
На вопрос газеты «Время новостей», кто может стать участниками конкурса, если в России фактически отсутствует альтернатива Gallup, собеседники корреспондента газеты «Время новостей» заметили, что это могут быть любые российские и зарубежные компании. Но почти единодушно все заявили, что «наиболее предпочтительные шансы» на победу -- именно у Gallup Media». Этот парадокс гендиректор ТВ-6 объясняет так: «Если Gallup предложит лучшие условия и победит, то основным заказчиком исследований будет не каждый канал в отдельности, как это было раньше, а Медиакомитет, куда входят все вещатели, представители рекламодателей и рекламных агентств». По словам г-на Сеславинского, в этом случае Gallup будет работать уже не «по своим правилам, а на основе единых конкурсных условий». Оплачивать исследования телеизмерений, по словам учредителей, будет также Медиакомитет.
Но вопрос, как будет складываться его бюджет, пока до конца не решен. Существует несколько вариантов. Михаил Сеславинский считает, что бюджет должен быть «консолидирующим от всех телекомпаний». Александр Пономарев не исключает, что «на развитие исследований может быть выдан государственный кредит, который телекомпании со временем будут выплачивать». Но такой вариант, по словам одного из членов медиакомитета, «может поставить в неравные условия прежде всего негосударственные телекомпании».
Пока между всеми участниками Медиакомитета нет откровенных противоречий, что нетипично для представителей центральных телеканалов. Но как сказал корреспонденту газеты «Время новостей» Сергей Васильев, «если процесс пойдет по неким эмоционально-волюнтаристским сценариям, то тогда начнется разброд и шатание».
Сергей Скворцов, заместитель генерального директора НТВ:
-- Мы согласны с тем, что такая структура, как медиакомитет, должна быть обязательно, но учредительные документы пока подписывать не готовы. Поскольку считаем, что правила игры для нас не совсем понятны и в какой-то части не устраивают. У медиаизмерений три пользователя -- вещатели, селлеры и рекламодатели. Пока мы имеем консенсус только части из них. Селлеров, к ним относится «Смарт-Медиа», с которым работает НТВ, никто шибко и не спрашивал. Есть вопросы, насколько я знаю, и у рекламщиков. Они проводят консультации. Есть еще одно «но». Документы подписали только метровые каналы, но все забыли, что есть еще REN TV, СТС, ТНТ, которые ничем не отличаются по строению от ТВ-6, кроме того, что этот канал вещает на метровой частоте в Москве. Принципы должны обсуждаться сразу, на берегу, а не тогда, когда все уже подписано, и получается так: «Вы тоже можете присоединяться, но только на наших условиях...»
Александр Пономарев, генеральный директор ТВ-6:
-- Вещатели не всегда знают и понимают, по какому принципу Gallup Media расставляет датчики, измеряя долю аудитории телеканала или рейтинг его программ. Ну что такое, к примеру, 18 датчиков в миллионном городе. Вы можете взять и поставить их в 18 семьях, в которых не принимают канал ТВ-6, а даже в Москве есть такие районы и дома, где ТВ-6 не принимают. И что получается, поставь датчики в таких домах -- и в миллионном городе нет канала ТВ-6? Это совсем не так. Создавая Медиакомитет, мы хотим влиять на процесс, чтобы параметры измерений согласовывались с нами. У всех каналов свои интересы, и априори мы все конкуренты -- в этом и есть гарантии того, что все измерения при участии Медиакомитета будут осуществляться корректно. Мы все вместе не допустим перекоса в сторону той или иной телекомпании.
Сергей Васильев, генеральный директор «Видео Интернешнл MS»:
-- Работа с Gallup Media нас удовлетворяла и удовлетворяет. У нас нет оснований подозревать компанию в некорректной игре, но это не значит, что к Gallup не могло быть претензий у других. Если в результате тендера появится новая исследовательская структура, то будем работать и с ней. Но насколько я знаю, Gallup Media предпринимала очень большие усилия, чтобы медиакомитет был создан. Совершенно уверен, что Gallup Media сильно заинтересована в его работе. Дело даже не в том, что у Gallup Media самые предпочтительные шансы выиграть объявленный тендер, что это самая профессиональная и наиболее развитая компания на этом рынке, а в том, чтобы, наконец, прекратились все спекуляции на тему открытости и корректности ее исследований. В случае победы у Gallup Media будет аргумент, что решение принято всеми основными вещателями, а не кем-то в отдельности.
Арина БОРОДИНА