|
|
N°34, 26 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вечные проблемы в Вечном городе
Начавшийся в воскресенье итальянский визит Михаила Касьянова по традиции посвящен двум темам: проблеме российского долга и привлечения инвестиций в российскую экономику.
Разговор о долгах будет не таким тяжелым. Несмотря на то что итальянцы второй по значимости кредитор России -- долг составляет 9,5 млрд долларов, все-таки они мягче других членов Парижского клуба относятся к российским проблемам. Итальянские высокопоставленные лица порой даже намекали, что готовы на списание долгов России, как это было сделано по отношению к Польше в 1991 году. Поэтому г-н Касьянов может смело предлагать Риму конвертировать долги в инвестиции.
Более того, российский премьер приводил не раз пример удачной реализации своей формулы. Есть инвестиционный проект, который реализуется именно с итальянцами, -- разработка учебно-тренировочного самолета Як-АЕМ-130. К концу 2002 года восемь таких машин выйдет с конвейера, а если повезет и самолет будет допущен на конкурс «Евро-тренер», то заказ может измеряться десятками штук. Правда, российские чиновники признают, что формально этот проект не оформлен как «долговой». Так что г-н Касьянов немного опережает события.
В Турине и Риме у российского премьера запланировано множество встреч с представителями деловых кругов. На переговорах с компанией «Фиат» г-н Касьянов обсудит пять проектов, четыре из которых связаны с ГАЗом: строительство дешевого легкового автомобиля (примерно 8 тысяч долларов), мощных двигателей, производство автобусов и небольших грузовиков, а также создание легковушки высокого класса (типа «Волги» -- значилось в справке, пришедшей из министерств и ведомств, но чиновники из Белого дома поспешили успокоить, что автомобиль будет похож на «Фиат»).
В Риме г-н Касьянов постарается убедить итальянцев вкладывать больше в российскую экономику. Сейчас в год прямых инвестиций поступает лишь 680 млн долларов. В понедельник у него пройдет отдельная встреча с представителями нефтегазовой корпорации «ЭНИ», на которую приходится 40% всего товарооборота России и Италии. Речь пойдет об инвестициях итальянцев в проект «Голубой поток» (поступления в год составят 1 млрд долларов, причем в течение 25 лет), разработке недалеко от Астрахани скважин в Каспийском море (2 млрд долларов в год), строительстве обходного газопровода через Словакию и Польшу (также 2 млрд) и об увеличении поставок российского газа к 2008 году до 28 млрд кубометров (сейчас около 20 млрд).
Кроме того, руководство ВЭБа и итальянского Медиабанка подпишут соглашение о 10 инвестиционных проектах на общую сумму 1,5 млрд долларов.
Будет и неприятная встреча у г-на Касьянова с компанией «Мерлони», обеспокоенной ссорой между ее российскими партнерами -- главой «Интерроса» Владимиром Потаниным и главой Новолипецкого металлургического комбината Владимиром Лисиным. Российскому премьеру придется объяснять итальянцам, что их бизнесу в России ничего не угрожает и не может угрожать.
Вера КУЗНЕЦОВА