|
|
N°33, 23 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Трубный хаос
Фонд развития трубной промышленности России (ФРТП) в середине марта собирается подать в суд на правительство. Поводом для иска стало то, что правительство не довело до конца антидемпинговое расследование по поводу экспорта украинских труб. Расследование, возбужденное по факту жалобы со стороны ФРТП, длится почти год. И хотя этот вопрос неоднократно вносился в повестку дня заседания правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле, решения по итогам расследования так и не вынесено. Один из членов комиссии предположил в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей», что решение о введении санкций против Украины вообще не будет принято, поскольку с каждым днем оно становится все более бессмысленным. Дело в том, что 1 июля в действие вступает новый Налоговый кодекс, который ликвидирует ценовой разрыв между российскими и украинскими трубами. Более того, антидемпинговые расследования в принципе запрещены уставом ВТО -- организации, в которую Россия собирается вступить в ближайшее время.
Дешево и сердито
Главная претензия ФРТП к украинским трубникам -- относительная дешевизна продукции. Фонд объясняет это действующим в течение нескольких лет украинским законом «Об эксперименте в горно-металлургическом комплексе», который якобы позволяет уменьшать себестоимость продукции за счет более низких налогов. Украинцы говорят, что закон не влияет на общую сумму налогов, а лишь изменяет порядок их уплаты (до 70% налога на прибыль действительно остается на предприятиях, но может расходоваться лишь на пополнение оборотных средств), а потому его действие незначительно отражается на себестоимости. Они объясняют ценовую разницу проще. НДС при экспорте продукции в Россию имеет для украинских производителей возвратный характер, равно как и для российских металлургов, экспортирующих свою продукцию за пределы СНГ.
Новый Налоговый кодекс России преимущества для украинцев фактически отменит, поскольку с 1 июля трубы будут облагаться НДС непосредственно при ввозе в страну. Между тем популярность в России украинских труб, по мнению минторга Украины, объясняется не столько дешевизной, сколько более выгодными условиями поставок: большинство украинских производителей работают с оплатой по факту, а российские, как правило, требуют предоплату.
А был ли кризис?
Результатом присутствия на российском рынке дешевой украинской трубы, по мнению ФРТП, стало то, что с 1992 по 1999 год средняя загрузка отечественных мощностей составила лишь 40% от уровня 1991-го. При этом постоянно рос импорт. Именно это, считает фонд, стало причиной кризиса в российской трубной промышленности: производство труб сократилось с 8082 тыс. в 1992-м до 3590 тыс. тонн в1994-м.
Украинцы смотрят на эту проблему иначе. По словам одного из высокопоставленных чиновников местного минторга, винить за все только украинских производителей нелепо, поскольку основной причиной «трубного» спада является всеобщий экономический спад.
Так или иначе, но к 1994 году ситуация в России стабилизировалась. Внутреннее производство составило около 3500 тыс. тонн, потребление, по экспертным оценкам, -- 4200 тыс. тонн. При этом на долю украинских поставщиков приходилось в среднем по 15% в год. Сразу после кризиса 1998 года производство труб в России сократилось до 2842 тыс. тонн, однако отечественные трубники довольно быстро вернулись на утраченные позиции.
За 1999 год рост производства в целом по отрасли составил 15,8%. А 2000-й, по данным Госкомстата, стал для российской трубной промышленности рекордным -- производство выросло на 20%. Одновременно, разумеется, рос и объем внутреннего потребления: за январь--ноябрь 2000 года он составил 4776 тыс. тонн. Это в 1,4 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Таким образом, по статистике получается, что никакого кризиса в российской трубной промышленности в настоящий момент не существует.
Кстати, за сохранение нынешнего режима поставок выступают некоторые представители российского нефтегазового комплекса, заинтересованные в присутствии на российском рынке дешевой продукции.
В память о сахаре
Несмотря на поддержку со стороны своих властей, и пусть не особо афишируемую, но все же существующую поддержку российского нефтегазового комплекса, украинцы, видимо, помня о результатах «сахарного расследования» конца 90-х годов, окончившегося введением квот, с самого начала были готовы начать переговоры с Россией и принять на себя обязательства по самоограничению. Правда, Киев настаивал на сохранении импорта в действующих объемах (по данным российского ГТК, это чуть более 600 тыс. тонн в год), а российский ФРТП настаивал на ограничении ежегодных поставок 480 тыс. тонн.
На каком этапе находятся сейчас переговоры, сказать крайне сложно. Украинские власти в лице министра торговли Андрея Гончарука надеются на то, что «в ближайшее время стороны достигнут компромиссного решения», и заявляют, что переговоры продолжаются. Официальные представители Москвы от комментариев воздерживаются. Неофициально же говорят, что в конечном счете будет принято не экономическое, а политическое решение.
Дружба с Кучмой дороже труб
Трубный вопрос затрагивался на всех последних встречах Леонида Кучмы с Владимиром Путиным. Во время февральского визита в Днепропетровск российский президент должен был посетить один из трубных заводов города, однако на это не хватило времени.
Российские чиновники в неофициальных беседах делают выводы, что в разгоревшемся на Украине политическом кризисе Москва твердо решила встать на сторону Леонида Кучмы. И если «трубное дело» закончится благоприятным для Киева образом, это станет демонстрацией поддержки Россией украинского президента.
Впрочем, источники газеты «Время новостей» в правительстве не исключают, что в обозримом будущем российские металлурги могут инициировать расследование по экспорту украинского металла, аналогичное трубному. Металл этот по тем же причинам, что и трубы, несколько дешевле, чем российский. Впрочем, вряд ли это расследование, даже если оно и начнется, будет доведено до логического конца. Один российский чиновник так прокомментировал эту ситуацию: «И хочется, и можется, да мама не велит».
Статусные игры
На самом деле «трубное дело» в какой-то степени стало очередным доказательством несовершенства российской системы принятия защитных мер в области внешней торговли.
Кроме того, Россия, введя санкции против украинской трубы, может поставить себя в довольно трудное положение. Осенью этого года Украина умудрилась получить статус «страны со специальным режимом рыночной экономики». А согласно мировой практике торговли по отношению к странам с таким статусом используется методика выявления факта демпинга, отличная от той, что применяют к странам с нерыночной экономикой. Цены сопоставляются не с общемировыми, а со сложившимися в стране-производителе. И факт демпинга признается лишь в том случае, если «внешние» цены ниже внутренних.
Именно поэтому российские чиновники в последние несколько лет и стремятся получить для России подобный статус, что значительно облегчило бы ее стальные войны с ЕС и США.
Андрей ИЕВЛЕВ