|
|
N°33, 23 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Каспий против ПРО
Москва приглашает соседей поучаствовать в своей игре
Виктор Калюжный недоволен результатами закончившегося в Тегеране заседания пятисторонней Специальной рабочей группы (СРГ) по Каспию на уровне замминистров иностранных дел. Спецпредставителя президента по Каспию можно понять: бывшему министру топлива и энергетики, привыкшему за время хозяйственной деятельности к зримым результатам, исчисляемым многомиллионными суммами как в деньгах, так и в тоннах нефти, пришлось уже в который раз на новом для него дипломатическом поприще столкнуться с изощренными приемами политических «восточных единоборств».
Тем не менее главный каспийский переговорщик Москвы лукавит, жалуясь на невысокую эффективность тегеранской встречи. Не без усилий Калюжного после более чем двухлетнего перерыва высокопоставленные эксперты из пяти прикаспийских государств сели-таки за один стол и договорились о возобновлении ежеквартальных встреч, следующая из которых пройдет в Баку. Другое дело, что дискуссии в Тегеране шли в основном на условиях, предложенных хозяевами встречи -- иранцами. Причина понятна -- обсуждался проект итогового документа саммита «пятерки», который по предложению президента Туркмении Ниязова предполагалось провести 8--9 марта в Туркменбаши. При этом Тегерану сейчас участие в такой встрече не слишком выгодно. Во-первых, иранцы давали понять, что для их президента Мохаммада Хатами участие в двух крупных мероприятиях подряд может оказаться «неподъемным делом» (12 марта Хатами собирается в Москву с официальным визитом). Во-вторых, каспийский саммит не сулит Хатами никаких политических дивидендов, ведь позиция Ирана по разделу Каспия не находит поддержки у остальных партнеров по региону (Тегеран требует раздела моря на пять равных частей). Правда, к удивлению хозяев тегеранской встречи обнаружилось, что каспийский саммит может состояться и без участия Ирана, в четырехстороннем формате. Председательствующий, замминистра иностранных дел Ирана Али Ахани, вынужден был даже мягко обмолвиться по этому поводу: мол, такой ход мыслей ему кажется ошибочным. Подобную оценку разделил и российский представитель. В результате Тегеран все-таки добился своего: саммит прикаспийской пятерки в Туркмении, вероятнее всего, будет перенесен на более поздний срок, возможно, на апрель.
Правда, в коммюнике по итогам тегеранской встречи об этом ничего не сказано, новую дату предложит хозяин будущего саммита, туркменский лидер Сапармурат Ниязов, который уже с завтрашнего дня вступит в прямые телефонные консультации с остальными лидерами региона. Если дата будет согласована, то накануне президентского свидания в Ашхабаде должна состояться внеочередная встреча СРГ, чтобы завершить подготовку итогового документа саммита. В Тегеране удалось пока обсудить только половину его пунктов, общее число которых достигает почти четырех десятков. Кстати, неожиданным для остальных участников оказалось настойчивое желание Москвы включить в документ вопросы, к основной теме не относящиеся. А именно поддержка усилий по сохранению режима советско-американского Договора по ПРО от 1972 года, санкций ООН против афганского движения «Талибан», а также осуждение недавних американо-британских авиаударов по Ираку. Как сообщил газете «Время новостей» Виктор Калюжный, усилиями туркменской делегации обсуждение этих вопросов как весьма далеких от каспийской проблематики было предложено отложить. Возможно, именно с этим связано определенное разочарование г-на Калюжного итогами тегеранской встречи: по его словам, для президента России было бы «слишком большой роскошью» не воспользоваться встречей с лидерами каспийского региона для того, чтобы заручиться их поддержкой российской позиции по важным для Москвы проблемам.
Аркадий ДУБНОВ, Тегеран--Москва