|
|
N°33, 23 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Президенту показали лишь верхушку айсберга»
Леонида Кучму просят вчитаться в энергетический меморандум с Россией
Российско-украинский меморандум о параллельной работе энергосистем, подписанный во время недавней встречи в Днепропетровске Леонида Кучмы и Владимира Путина, власти в Москве и Киеве считают важнейшим шагом в развитии энергетического сотрудничества двух стран. Однако на Украине документ вызывает далеко не однозначную реакцию. Оппозиция считает, что меморандум выгоден только России, а Кучма, подписывая его, исходил не столько из национальных интересов, сколько из желания заручиться поддержкой Москвы в борьбе против политических противников у себя на родине. Прокомментировать ситуацию киевский корреспондент газеты «Время новостей» Светлана СТЕПАНЕНКО попросила председателя комитета по вопросам ТЭК Верховной рады Александра ГУДЫМУ.
-- Действительно ли премьер Ющенко не был ознакомлен с содержанием документа, который подписал в Днепропетровске министр энергетики Ермилов?
-- По крайней мере, я еще не слышал опровержения данной информации. В какой цивилизованной стране возможно, чтобы министр ставил перед фактом правящий кабинет, вынуждая тем самым выполнять договор, с которым этот самый кабинет не согласен? Вопрос отставки Ермилова трижды поднимал премьер, дважды -- комитет по вопросам ТЭК. Правительство не сможет работать эффективно, если такой министр останется в составе кабмина.
-- Вы принципиальный противник российско-украинского "энергетического" меморандума. Будете ли вы добиваться пересмотра данного решения парламентом и каковы в таком случае перспективы меморандума?
-- Два дня назад я в составе фракции Украинского народного руха встречался с Леонидом Кучмой, чтобы объяснить ему: Ермилов, министр энергетики Украины, и Чубайс, глава "ЕЭС России", обманули, подставили его. Поднимался и вопрос об отставке Ермилова. Отношения в сфере энергетики -- огромный айсберг, а президенту показали лишь его верхушку. Кучма согласился, что необходимо создать экспертную группу по изучению условий меморандума, чтобы вникнуть в суть проблемы. Ведь в данном случае речь идет об изменении целых направлений государственной политики, предусмотренных правительственной программой на четыре года и одобренной парламентом. За это несет ответственность не только кабмин, но и Рада. Убежден, что если бы была проведена широкая экспертиза с привлечением парламентских комитетов, то меморандума попросту не было бы. Такого же мнения придерживается не только комитет по вопросам ТЭК, но и пять парламентских фракций, которые требуют ратификации меморандума в Раде.
-- В чем, на ваш взгляд, противоречие между программой правительства и положениями меморандума?
-- Программа кабмина констатирует, что страна должна двигаться к интеграции с европейскими энергосистемами, параллельной работе с ними. Последнее возможно лишь при условии наращивания экспортного потенциала. «Подключение» же к России на условиях днепропетровского меморандума означает наращивание импортного, негативного сальдо, интеграцию с российскими энергосистемами и обеспечение нашим соседям путей выхода на европейские рынки. Я не против сотрудничества с Россией, но при этом не должны страдать интересы Украины. К примеру, экс-премьер Пустовойтенко одобрял параллельную работу, но выступал против импорта российской электроэнергии. Такие условия, на мой взгляд, приемлемы.
-- Не кажется ли вам, что решение специальной комиссии по экспертизе меморандума не будет иметь каких бы то ни было последствий?
-- Четыре дня назад комитет по вопросам ТЭК призвал премьера приостановить реализацию меморандума до его основательной экспертизы. Два дня назад президент Украины дал на такую экспертизу добро. Теперь, после решения президента, кабмин не будет предпринимать каких бы то ни было действий до глубокого изучения вопроса. И кабмин, и Рада, и Совет по национальной безопасности и обороне Украины (СНБОУ) должны подключить для этого своих экспертов -- я планирую говорить об этом с секретарем СНБОУ Марчуком и премьером Ющенко. Собственно, последний еще даже не подписал постановление о параллельной работе энергосистем.
-- Это может сделать вице-премьер Олег Дубина, который считается человеком президента. Возможен и другой вариант: энергетические системы подключат без соответствующего постановления кабмина, поставив противников меморандума перед фактом.
-- Действительно Дубина в отсутствие Ющенко может подписать такое постановление, однако для начала оно должно быть одобрено правительством. Что касается простого подключения систем, почему бы кратковременно не поднять частоту тока в украинской сети до 50 Гц, чтобы продемонстрировать: системы могут работать параллельно. Но не более того...
-- Вы считаете, парламенту удастся приостановить действие днепропетровских соглашений даже после того, как энергосистемы объединятся?
-- Через некоторое время мы просто увидим, кто был прав.
-- Правда ли, что Рада не знакома с большей частью документов, подписанных в Днепропетровске?
-- Мой коллега Игорь Осташ уже отправил запрос в МИД, чтобы получить все подписанные соглашения. Кстати, «электроэнергетический» меморандум, благодаря Интернету, был у меня через пять минут после его подписания.
Парламент Украины не набрал вчера достаточного числа голосов для недоверия генпрокурору Михаилу Потебенько, на чем настаивали оппозиционные депутаты, передает агентство РБК. Из необходимых 226 голосов удалось набрать всего 111. Решающую роль сыграла позиция компартии (112 мандатов), которая вместе с пропрезидентскими фракциями отказалась участвовать в голосовании. За два дня до обсуждения вопроса о генпрокуроре с лидером КПУ Петром Симоненко лично встречался президент Леонид Кучма.
Беседовала Светлана СТЕПАНЕНКО