|
|
N°115, 31 августа 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Проверка слуха
Виктор Христенко попробовал рассказать МВФ о временах года
Разногласия между правительством и Международным валютным фондом относительно балансовых заданий заставили вице-премьера Виктора Христенко встретиться накануне своего отпуска с главой российского представительства Фонда Мартином Гилманом. Во встрече также принял участие шеф российского представительства Всемирного банка Майкл Картер, который хотел услышать от российского руководства, каковы планы структурной перестройки отечественного топливного комплекса.
Две недели назад Мартин Гилман направил вице-премьеру Виктору Христенко письмо, в котором назвал предстоящее введение балансовых заданий на поставки нефтепродуктов российским потребителям нерыночной мерой. Однако, несмотря на предупреждение, на днях кабинет министров все же принял решение о введении балансовых заданий. По словам представителей Белого дома, иного способа наполнить внутренний рынок мазутом и дизтопливом и, соответственно, нормально закончить уборочную и накопить достаточное количество мазута на электростанциях, у правительства нет.
Иного способа не было и раньше. В течение последних нескольких лет каждую осень кабинет министров решал одну и ту же проблему: как заставить нефтяные компании поставлять мазут и дизтопливо на внутренний рынок. Решение было придумано Виктором Калюжным: необходимо просто обязать компании поставлять нефтепродукты российским потребителям. За невыполнение этих заданий нефтяников могли отключить от экспортной трубы. Именно к такому незамысловатому способу наполнить внутренний рынок в очередной раз прибегло правительство.
По словам пресс-секретаря вице-премьера Станислава Наумова, г-н Христенко уверил представителя Фонда, что эти меры «носят сезонный, временный характер и не являются причиной для того, чтобы рассматривать их как откат от ранее достигнутых договоренностей России с МВФ». Тем не менее, по данным источников газеты "Время новостей" в правительстве, на октябрьских переговорах с Фондом эта тема, скорее всего, вновь будет обсуждаться. Г-н Христенко представил МВФ объяснения общего характера, и эксперты Фонда интересуются конкретными техническими параметрами текущей политики кабинета. Поэтому вице-премьер пообещал предоставить копии решений правительства по регулированию рынка нефтепродуктов. Для устранения разногласий с западными экспертами потребуется, по-видимому, и экспертиза со стороны Министерства финансов. Более того, Фонд может попросить отразить последствия правительственного решения в бюджете. Дело в том, что установление балансовых заданий может рассматриваться как дополнительное налогообложение нефтяных компаний. Так что Фонд, скорее всего, отнесется к повторяемой уже не в первый раз практике вполне серьезно.
А поскольку обращение правительства к административным рычагам, в целом, идет вразрез с утвержденной либеральной экономической программой, не исключено, что МВФ отнесется к дальнейшему развитию ситуации вокруг балансовых поставок как к своего рода "проверке на либеральность": политическкая воля для того, чтобы подыскивать другие, соответствующие программным установкам способы решения хозяйственных проблем, вроде бы на лицо, а методы остаются все теми же. Так что от правительства будут как минимум ждать объяснений: как в дальнейшем оно намерено избегать практики командного давления на рынок. В том числе и сезонного.
Василий ВЕРБИН, Дмитрий ВОЛКОВ