|
|
N°33, 23 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Битва за доверие
Дума потрепала нервы Алексею Кудрину
Выплата долгов Парижскому клубу в полном объеме стоила российским властям окончательного нарушения политического баланса. После того, как Госдума утвердила вчера механизм перераспределения дополнительных доходов бюджета-2001, вице-премьер Алексей Кудрин заявил: «Правительство теперь имеет полномочия по платежам по внешним долгам России и может переходить на полный график погашения внешней задолженности, в том числе и Парижскому клубу». При этом г-н Кудрин заметил, что кабинет может «уже опереться на политическое доверие Госдумы» и сделать просроченные выплаты, не дожидаясь одобрения поправок к бюджету Советом Федерации.
«Политическое доверие» далось кабинету большой кровью. Как будто нарочно правительство создало себе массу проблем, доведя дело до политического кризиса как снаружи, так и внутри Белого дома. При этом накануне рассмотрения в Думе ничто не предвещало скандала. Правительство с легкостью отказалось от собственных бюджетных поправок, найдя компромисс с инициатором альтернативного законопроекта Геннадием Куликом (первые 41 млрд. допдоходов - на погашение внешнего долга, остальное - пополам между долговыми выплатами и другими статьями бюджета). Однако вчера вниманию депутатов были предложены все же два законопроекта - и правительственный, и «куликовский», причем именно второй был рекомендован к принятию бюджетным комитетом и имел положительный отзыв правительства.
Оказалось, что на правах автора г-н Кулик решил по ходу дела изменить свой проект, изъяв из него пункт об отмене статьи бюджета, запрещающей приватизацию крупных объектов собственности без специального закона. Причиной послужила полученная депутатом из Белого дома пояснительная записка о том, что именно правительство собирается продавать в первую очередь. Список состоял всего из трех пунктов: 79,73% акций ОАО «Кузбассуголь», 23,79% акций Западно-Сибирского меткомбината и 15,72% акций компании «Челябэнерго». Именно челябинская «дочка» РАО «ЕЭС» и сорвала бюджетный компромисс. «Мы не можем допустить продажу объектов в энергетике, пока депутаты не утвердили программу реформирования РАО «ЕЭС», - заявил г-н Кулик. Источник в Минимущества сказал газете «Время новостей», что считает претензии депутата «чисто политическими», поскольку контрольный пакет «Челябэнерго» все равно принадлежит РАО «ЕЭС» (правда, при этом чиновник добавил: первоначально в списке был еще один объект, но его упоминание «не позволило бы правительству добиться в Думе вообще ничего»).
Алексей Кудрин настаивал на рассмотрении уже имеющихся проектов, отменяющих запрет на приватизацию, пока член КПРФ Сергей Решульский не обнаружил у себя на руках письмо Михаила Касьянова об отзыве правительственного проекта. В этот момент ситуация слишком явно стала напоминать знаменитую историю лета 1999 года, когда Борис Ельцин по телефону назвал кандидатом в премьеры Николая Аксененко, а письмом внес кандидатуру Сергея Степашина. Чтобы не развивать историческую аналогию, представители правительства провели экстренные совещания с лидерами фракций и бюджетным комитетом.
Конфуз с несостоявшимся отзывом своего варианта законопроекта в Белом доме объясняют исключительно добрым отношением к г-ну Кулику. «Премьер действительно отозвал из Думы свои поправки, - сказал газете «Время новостей» источник в аппарате правительства. - Но накануне заседания г-н Кулик осознал, что ему как автору придется представлять согласованный вариант на пленарном заседании, фактически взяв на себя ответственность за действия правительства. Он попросил избавить его от этого, и в результате Касьянов по предложению Кудрина обратился к руководству Думы с предложением остановить процедуру отзыва первого законопроекта. В этом случае Кудрин выступал на заседании первым, а Кулик с действительно альтернативным проектом - вторым. Но Кулик всех подставил».
Поскольку все в Думе понимали, что времени на многодневное принятие бюджетных поправок нет, лидеры фракций и бюджетный комитет проявили по-настоящему творческий подход к законодательному процессу. Меньше чем за час были согласованы два новых законопроекта: оказавшийся без авторов «куликовский» был «перевнесен» лидерами "Единства", "Народного депутата" и СПС Борисом Грызловым, Геннадием Райковым и Борисом Немцовым, а г-н Кулик представил свой проект в новой редакции - без пункта об отмене запрета на приватизацию. Правительственный проект вновь оказался не нужен.
Второй раунд рассмотрения бюджетных поправок прошел еще более воинственно, хотя в самом его начале представительница КПРФ Любовь Швец задала ключевой вопрос: а что думают по поводу происходящего представители президента? Так и не получив ответа, фракция КПРФ в полном составе покинула зал заседаний в знак протеста против правительственного напора.
Зато в Думе появился замглавы кремлевской администрации Владислав Сурков. Тут уж принятие законопроекта стало минутным делом - правда, 295 голосами против 5 документ прошел в редакции Геннадия Кулика сразу в трех чтениях. Очевидно, в Кремле "политическую стабильность" оценили выше, чем принципиальность правительства. Алексею Кудрину пришлось с этим смириться.
Андрей ДЕНИСОВ