|
|
N°32, 22 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Джордж Робертсон: НАТО никогда не скажет «нет»
Вчера закончился визит в Россию генсека НАТО Джорджа РОБЕРТСОНА. Перед отъездом он ответил на вопросы корреспондента газеты «Время новостей» Екатерины ЛАБЕЦКОЙ.
-- Сегодня много говорят о возможности вступления России в НАТО как средстве преодоления имеющихся разногласий. Почему бы НАТО просто не пригласить Россию?
-- НАТО к членству не приглашает. В НАТО обращаются с просьбой о приеме. Если Россия обратится к нам, мы рассмотрим вопрос о ее членстве. НАТО никогда не скажет ей «нет».
-- Россия отвечает требованиям, предъявляемым к странам-кандидатам?
-- Невозможно просить политика дать оценку гипотетической ситуации. Если Россия обратиться, мы проведем оценку.
-- У вас уже есть опыт расширения на Восток. Вы уверены, что нынешние кандидаты действительно соответствуют вашим требованиям, или НАТО готово взять на себя дополнительные расходы?
-- Расширение не стало проблемой для НАТО. Как вы помните, через несколько недель после того, как Польша, Чехия и Венгрия стали полноправными членами НАТО, альянс был вовлечен в самую крупную операцию в своей истории. Это стало наивысшим испытанием. Новички были проверены под огнем и хорошо вышли из этого испытания. Надо еще много сделать, чтобы они полностью интегрировались в военную структуру НАТО. И их обязательства по перестройке и модернизации своих ВС выполняются именно таким образом, каким это необходимо для будущего. Что касается других стран-кандидатов, они вовлечены в план подготовки к членству в НАТО. Большинство из них уже много сделали, но и много еще предстоит. Кто-то справился, кто-то предпринимает целенаправленные усилия, чтобы справиться с недостатками, которые у них есть не только в области военной реформы, но также и в гражданской экономике. Важна исполнительность, особенно в военной реформе. Премьеры, президенты, бывшие министры обороны не любят, когда я говорю, что они что-то делают неправильно. Особенно, когда я довожу это до них через СМИ. Но я очень жесток с теми, кто считает вступление в НАТО легким путем, кто думает: членство в организации является наградой за то, что они хорошие и дружески настроенные. Я сказал премьер-министру одной из стран-кандидатов, спросившего меня, почему я такой суровый: «Я лучше буду жестким в 2001 году, нежели извиняющимся в 2002-м». Дверь открыта, но остается вопрос, каким будет решение осенью будущего года, когда соберутся главы государств и правительств.
-- Нынешняя ситуация в Косове, в долине Прешево и в западных районах Македонии заставляет усомниться в декларированном НАТО успехе.
-- Если бы НАТО не вмешалось в Косове, еще тысячи людей были бы убиты, два миллиона беженцев заполнили бы Албанию и Македонию, выплеснулись бы в Грецию и далее. Милошевич бы оставался у власти, сеял бы раздоры в Черногории. А Балканы бы еще 20 лет были в огне. Вот что случилось бы, если бы НАТО не остановило этнические чистки.
-- Но албанские сепаратисты против урегулирования в Косове и на юге Сербии. Они требуют провозглашения Косова независимым албанским государством, включающим также юг Сербии и населенные албанцами македонские земли.
-- Конечно, сегодня в Косове много проблем. Но 2 миллиона беженцев вернулись домой, восстанавливают свою жизнь. И это лучше, чем было два года назад. Да, насилие еще продолжается, но власти пытаются обуздать его. В недавних выборах албанские косовары проголосовали за умеренных, а не за лидеров ОАК времен конфликта. Я уверен, что умеренность возобладает. И нет нужды заниматься окончательным статусом. У нас есть резолюция СБ ООН №1244, и мы живем в соответствии с ней.
-- Вы считаете возможным решить проблемы исключительно политико-дипломатическими методами? Не стоит ли мир на пороге нового военного конфликта на Балканах?
-- Нет, мы не на грани военной ситуации. Даже в долине Прешево. Албанцы там не хотят войны. Я дважды разговаривал с министром иностранных дел СРЮ Свилановичем у себя дома в Шотландии во время уикенда. Мы работали над этой проблемой вместе. Умеренные албанцы говорят, что хотят разумного будущего для себя, но не требуют немедленной независимости. Я думаю, что надежда есть.
Беседовала Екатерина ЛАБЕЦКАЯ