|
|
N°32, 22 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Крестом и кулаком
Впервые в истории Русской православной церкви священнослужитель удостоился высокой юридической награды -- премии «Фемида». Ее лауреатом в номинации «Подвижник» стал настоятель Никольского храма в Троекурове иерей Александр Немченко. Интересен не только факт присуждения премии за правозащитную деятельность священнику -- сам отец Александр личность довольно колоритная.
На крепких, боксерских руках батюшки поблескивают золотые перстни. Хотя православному духовенству и запрещено носить какие-либо украшения, кроме креста, отец Александр, похоже, это предписание догмой не считает. Да и вообще, внешность его канонической на назовешь, в этом священнике есть что-то простое, почти армейское. В общем, точь-в-точь «батя», как уважительно величают отца Александра его подопечные. А они у него люди тертые, знающие, почем фунт лиха. Ибо подопечные у батюшки -- бывшие зэки. При Никольском храме, где служит отец Александр, действует христианский центр по реабилитации бывших заключенных, наркоманов и трудновоспитуемой молодежи. Именно в нем и проходит его деятельность, характеризованная жюри «Фемиды» как подвижническая.
Сам храм, который власти вернули РПЦ еще в 1992 году, сегодня почти отреставрирован -- снаружи работы закончены, внутри продолжается роспись. Отмывали стены от грязи и копоти и восстанавливали церковь в основном как раз бывшие заключенные и наркоманы. Сейчас их, по словам отца Александра, сорок три души. Причем тех, кто пришел в общину в самом начале, осталось немного. Кто своими силами решил в жизни обустроиться -- по линии МВД или гуманитарной организации «Врачи без границ» стараются обеспечить нормальными документами, пропиской, жильем. Но многих выгнал и сам батюшка -- за пьянку и дебоши, но только тех, кто слов не понимает и исправляться не хочет. В соседних с Троекуровом поселках, да и в Москве, поговаривают, что привечает отец Александр и беглых, но сам он эти слухи категорически опровергает. «Все ложь, -- говорит. -- У всех, кто ко мне приходит, я требую документы. Это во-первых. А во-вторых, человек, когда приходит ко мне, не говорит, бежал он или не бежал».
С подопечными своими «батя» говорит властно и сурово, временами, не стесняясь посторонних, повышает голос. «А с ними иначе нельзя, поясняет, -- они по два-три срока в колониях промотали, другого языка не понимают. Я, бывает, и матернусь на них, а могу и промеж глаз врезать. Потом, правда, расцелую и обязательно помирюсь». Мало не покажется тому, кто так попадет под горячую руку отца Александра. В свободное от службы и подвижничества время он занимается боксом, вольной борьбой, в которой, кстати, достиг уровня мастера спорта.
Довольны ли таким обращением бывшие уголовники и как живется им в небольшом бараке по соседству с храмом, понять сложно. В присутствии настоятеля все обитатели центра были явно не словоохотливы, а гостей своих без присмотра на территории отец Александр никогда не оставляет.
-- Как же вы, батюшка, -- спрашиваю, -- совмещаете такой жестокий спорт со служением Христу? Ведь даже Николай Чудотворец был лишен сана за то, что ударил еретика Ария.
-- Святитель Николай правильно сделал, -- считает отец Александр. -- Он ударил Ария за то, что тот просто-напросто осквернил Христа и заявил на весь мир, что Христос -- это обычный человек, который рожден от обычной женщины. А Святителю Николаю потом явилась Богородица и вернула ему епископский сан.
-- Но есть еще и церковные правила, новозаветная заповедь смирения, наконец...
-- Нельзя проявлять агрессию и жестокость по отношению к ближнему своему, об этом и говорит Спаситель. Но если нужно защитить, то надо защищать.
Поначалу настоятель Никольского храма смущался, узнав, что «Фемиду» собираются дать именно ему. Успокоился, говорит, только когда посетили Троекурово другие номинанты, посмотрели, как живет община «бывших», что сделано, и согласились с тем, что награда действительно заслуженая. Поскольку приход не только занимается духовным окормлением заключенных, но и проявил себя в правозащитной деятельности: предоставляет бесплатную юридическую помощь, участвует в защите прав граждан в арбитражном суде. «А вообще, -- считает отец Александр, -- в моем лице премию присудили всей Русской православной церкви».
Впрочем, с руководством РПЦ отношения у него непростые. Дело в том, что настоятель Никольского храма убежден: церковь должна быть представлена во всех органах власти, а потому увлекается политикой. И даже неудачно баллотировался в Госдуму на выборах 1999 года -- от «Фронта национального спасения». Московская патриархия, запрещающая клирикам участвовать в политической деятельности, не одобрила его действий, но своих убеждений отец Александр не поменял.
-- Ленин же был гонителем церкви?
-- Никто этого не знает. Сказать можно все. Почитайте историю, поймете, что на него клеветали.
Одобряет священник и саму коммунистическую идеологию, считая ее идентичной христианству. Лишь то, говорит он, государство имеет право на существование, которое служит народу. Каждый человек в нем должен быть защищен, иметь возможность получить хорошо оплачиваемую работу, квартиру, бесплатное образование и медицинское обслуживание. А иллюстрирует троекуровский союз креста и серпа с молотом красный угол в трапезной, где иконы и фотография патриарха соседствуют с небольшим портретом Ленина.
Владимир ТЮШАГИН